"Теперь можно спать спокойно": ядерная мощь России бороздит Мировой океан — К-329 «Белгород»
Подводная лодка К-329 "Белгород" установила новые мировые рекорды, что делает ее уникальной в своем роде.
- Она является единственной подводной лодкой пятого поколения, самой длинной в истории подводных судов и первой подводной лодкой, которая успешно продемонстрировала совместное использование уникального подводного беспилотного комплекса и атомной подводной лодки.
- В этой статье мы расскажем о характеристиках К-329 и причинах беспокойства мирового сообщества.
Конструкция
Во время достройки и переделки длина подлодки увеличилась со 154 до 184 метров.
- Это почти на 11 метров больше длины подводных лодок проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими в мире; ширина корпуса составила 18,2 метра.
- В июне 2019 года американский военный эксперт H.I. Sutton опубликовал спутниковый разведывательной снимок, на котором, вероятно, изображена К-329 «Белгород» рядом с АПЛ К-549 «Князь Владимир» проекта «Борей»; судя по снимку, «Белгород» значительно длиннее и шире «Князя Владимира», что означает, что ранее публиковавшиеся предположительные размеры «Белгорода» (184 х 18,2 м) не окончательные.
- Сообщается, что главной особенностью «Белгорода» являются ходовые винты необычной конструкции, обеспечивающие исключительную малошумность хода;по мнению военного эксперта Виктора Баранца, это главная отличительная черта проекта.
- Именно по этой причине на всех немногочисленных фотографиях подлодки винты тщательно зачехлены.
Вооружение
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6» («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного «оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и тактике применения к Т-15.
- Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск».
- По информации ТАСС, АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами.
- В одном из англоязычных журналов опубликована статья с инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только «Статуса-6», но и АГС проектов 10831 «Лошарик» и 18511 «Палтус», а также глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ».
- Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети подводных датчиков «Шельф».
АПЛ «Белгород» (а вслед за ней и «Хабаровск») станут первыми подлодками пятого поколения, которые будут нести на своем борту беспилотники и роботизированные комплексы.
- Совершенно иной и, что немаловажно, непредсказуемой для противника станет и тактика действий подводного флота России.
- Своих «малышей», призванных стать одним из элементов стратегического ядерного сдерживания и способных уничтожать целые авианосные группировки и объекты на прибрежных территориях, подлодки смогут запускать, даже не приближаясь к противнику, буквально от причальной стенки.
История службы БС-329
Заложена на ПО «Севмаш» (Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей».
- 6 апреля 1993 года переименована в «Белгород», в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась и в источниках фигурировало название К-329.
- В 1997 году на стадии готовности в 75 % исключена из состава ВМФ и законсервирована.
- В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства.
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты.
- Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе.
- Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год. Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить её в состав ВМФ, готовность оценивалась в 80 %.
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень».
- В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» достраивается по специальному проекту.
- 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852, предположительно именно тогда корабль получил наименование БС-329.
Передача подлодки ВМФ России планировалась в 2018 году. В ноябре 2018 года Министерство обороны сообщило о формировании экипажа АПЛ «Белгород».
- 23 апреля 2019 года АПЛ «Белгород» выведена из эллинга в Северодвинске и спущена на воду.
- Командир корабля — капитан первого ранга Антон Алёхин. В течение 2019 года должна была пройти достройка подлодки на плаву, тестирование ядерной энергетической установки и швартовные испытания.
Изначально предполагалось, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» станет на вооружение примерно в 2021 году.
Согласно плану, должна была войти в состав флота в конце 2020 года, но затем сроки её сдачи перенесены были на конец 2021 года. По мнению экспертов, АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту должна была встать на боевое дежурство в Мировом океане уже в конце 2020 года.
- 25 декабря 2021 года генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко рассказал: "Начали на АПЛ „Белгород“ государственные испытания, которые будут закончены в следующем году".
- 8 июля 2022 года состоялась торжественная церемония передачи Военно-морскому флоту исследовательской подводной лодки «Белгород». Корабль предназначен для решения разноплановых научных задач, проведения поисково-спасательных операций, а также может быть использован как носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов. Служить подлодка будет на Тихом океане в ТОФ.
3 октября 2022 года пресс-служба органов разведки стран НАТО сообщила, что АПКР К-329 «Белгород» покинула порт своего базирования и «ушла в неизвестном направлении».