Мир
15:59, 09 апрель 2024
1 129
0

И пришел «Вагнер»: французам сломали хребет в Африке. Все только начинается

{short-story limit="840"}
И пришел «Вагнер»: французам сломали хребет в Африке. Все только начинается

Выборы в Сенегале, на которых победил пророссийский кандидат от партии «Патриоты Сенегала за труд, этику и братство» Бассиру Диомай Фай, стали настоящей информационной и политической бомбой для коллективного Запада, а особенно для Франции. О том, как Евгений Пригожин и ЧВК «Вагнер» вели Париж к экономической катастрофе, попутно освободив целый регион на Черном Континенте, читайте в материале «Точки». 

Были колониями – стали заложниками

Причины того, что Эммануэль Макрон угрожает России вводом войск на Украину, кроются в Африке. И такое бедное, но крайне важное государство, как Сенегал, стало последней соломинкой, переломившей хребет парижскому верблюду.


Фактически, со сменой власти в Сенегале можно говорить о том, что и власть Парижа над его бывшими колониями в Западной и Северной Африке канула в небытие. Стоит напомнить, что в последние пару лет в ряде африканских государств резко сменилась власть. При этом, где-то она сменялась методом вооруженных восстаний, где-то на основе выборов, но результат был примерно один: кардинальная смена внешней политики и сближение с Россией.
Страны эти тоже совершенно не случайны. Это государства Сахеля и прилегающих районов, широкой полосы территорий южнее Сахары, которые являются своеобразными воротами вглубь континента. Вся транспортная логистика через Африку в ту же Южную Европу так или иначе проходит через Сахель.

Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале:

А еще многие из этих государств были французскими колониями. От своего колониального статуса они ушли не так давно, в 60-х годах прошлого века. И то не до конца, поскольку Париж совершенно не собирался отказываться от настолько богатой ресурсной базы.

Нигер, Сенегал, Чад, Кот-д’Ивуар, Мали, Центрально-Африканская Республика – все это оставалось под плотным протекторатом Франции и после 60-х годов. Протекторат, при этом, осуществлялся максимально жесткими экономическими методами. В бывших африканских колониях Парижа в ходу общая валюта. Так называемый франк КФА. Этот самый «франк» конвертировался с другими мировыми валютами только и исключительно через Казначейство Франции.

Гарантии легитимности этой валюты Казначейство предоставило африканским странам на очень простом условии: 75% валютных резервов этих государств должны пребывать на специальных счетах Казначейства, в Париже. Иными словами, эти страны стали финансовыми заложниками Парижа.
А «на гарнир» с бывшими колониями были заключены целые комплексы соглашений о льготной добыче полезных ископаемых, беспошлинной рыбной ловле и размещении вoeнных баз и контингентов.

А потом пришел «Вагнер»

Вoeнные базы там были официально не для контроля местных марионеточных режимов, отнюдь. Французские вoeнные осуществляли в Сахеле «гуманитарную миссию» помощи в борьбе с радикальными исламистами, группировок которых в этом регионе действительно великое множество. Только помогали как-то странно, в основном сидя по казармам и не особенно активничая. Ну, а террористы этим пользовались и регулярно кошмарили местное население. Которое и так в огромном количестве было за чертой бедности.

Вся эта «колониальная идиллия» продолжалась ровно до того момента, пока в Сахель не пришли суровые люди из ЧВК «Вагнер». Кстати, уже на момент 2021-2022 года, пока «Вагнер» еще даже не приступил к планомерной зачистке территории от «бармалеев», западные СМИ уже верещали о том, что «Пригожин подминает Африку под себя».

Так или иначе, но «Вагнер» показал себя на высоте. И более того, продемонстрировал как населению, так и политикам этих государств, что, во-первых, террористов можно бить и побеждать, а во-вторых, что с русскими и Россией можно и нужно иметь дело.

Ну, а дальше целая череда бурных политических процессов прокатилась по всему Сахелю. И с русскими африканцы стали иметь дело уже официально и по полной программе.

Парижская истерика

Париж в то же время начал понимать, что уходит «кормушка», которой он пользовался уже пару сотен лет. Но противопоставить этому ничего не мог. Ряд аналитиков считают, что отчасти здесь сыграли свою роль США. Которые в Сахеле от французов демонстративно дистанцировались. Вашингтон сам хочет удержать свои позиции на Черном Континенте. Но для этого ему необходимо размежеваться там с Парижем. Поскольку в бывших колониях французов натурально массово ненавидят и видят в них исключительно угнетателей.

Впрочем, Эммануэль Макрон все же разразился серией заявлений и даже определённых действий против России. Здесь и работа с Арменией, которая сейчас активно старается выйти из ОДКБ, и последние заявления главы Пятой Республики о том, что на Украину можно и нужно вводить регулярные войска Франции, а то и всего НАТО.


Впрочем, что касается слов и намерений, у Парижа они крайне трудно доходят до дел. В той же Африке в момент, когда из французской зоны контроля вышли Нигер, Буркина-Фасо и Мали, Макрон серьезно намеревался устроить этим государствам «гуманитарную блокаду». Что характерно, в качестве площадки для вoeнного и экономического давления на континентальный Сахель Франция намеревалась использовать Сенегал, режим которого до последнего был лоялен Парижу. Страна была выбрана как опорная точка не только потому, что там французские вoeнные базы, но еще и из-за выхода в Атлантический океан. Через этот морской путь очень многие товары и гуманитарные грузы распространяются далее по всему Сахелю. И закрытие этой морской артерии принесло бы ряду африканских стран огромные, если не казать, катастрофические проблемы.

По некоторым оценкам на то, чтобы политический режим Сенегала и впредь оставался лояльным Западу, Париж и Брюссель потратили практически два миллиарда евро. Фактически, эти деньги ушли на избирательную кампанию бывшего и очень прозападного президента Сенегала Маки Саля. Но даже такие колоссальные вливания, а весь ВВП Сенегала на 2022 год равнялся 27 с половиной миллиардов долларов, не помогли.

Выборы «с огоньком»

Кстати, выборы в Сенегале тоже прошли настолько «искрометно» и в духе типичного африканского колорита, что чуть не закончились гражданской войной. Дело в том, что Маки Саль решил попросту посадить своих главных конкурентов от «Патриотов Сенегала». Таковых было два – Усман Сонко, которого оперативно обвинили в сексуальных домогательствах и отправили в тюрьму и, собственно, Бассиру Диомай Фай, но уже по обвинению в «подрыве государственной безопасности» и «подстрекательстве к восстанию». Что характерно, пока Фай был на воле, все было тихо. Как только его посадили, восстание началось. При этом оно приняло такие масштабы, что Саль вынужден был выпустить Фая на свободу и дать ему возможность участвовать в выборах. И да, чтобы было понятно, изначально Фай был «спойлером» Сонко. Но профранцузский режим Саля настолько «нравился» сенегальцам, что «спойлер» Фай в итоге победил.

И еще не закончился подсчет голосов, а господин Фай уже, что называется, «жег напалмом». Начал он с заявлений о пересмотре нефтяных концессий с Западом. Говоря по-простому, по-африкански, это означает национализацию недр государством, указание на выход западным добывающим компаниям, и переустройство всей добывающей промышленности в пользу бюджета Сенегала, а не Парижа или Брюсселя.

Французские вoeнные с сенегальских баз тоже поедут домой в самом скором будущем. Ну и вообще, господин Фай, говоря о том, что будет пересматривать вообще все соглашения с Парижем, откровенно заявляет:

«Настало время для Франции убрать колено с нашей шеи и положить конец этому несправедливому угнетению...».

Что в итоге?

Что это значит в геополитическом смысле? Ну, как и говорилось ранее, Сенегал был последней возможностью для Франции хоть как-то надавить на свои бывшие колонии. Теперь у Парижа этих возможностей нет, а потому Сахель для него утерян.

Сенегал, по словам того же Фая, получит +8% роста экономики в год после пересмотра нефтяных договорённостей с Западом. При этом, страна получает экономических партнеров в лице России, Китая и, скорее всего, Алжира. Еще в прошлом году торговый оборот Москвы и Дакара составлял более полутора миллиардов долларов. И это при Маки Сале, а сейчас рост может увеличиться кратно. И у Сенегала есть что предложить. Дело в том, что недра этой страны богаты не только нефтью, которой и у России хватает. В Сенегале есть залежи редкоземельных элементов для наукоемкой промышленности. И стратегическое партнерство по этой линии для России было бы очень полезным. Равно, как и для Сенегала, которому нужно поднимать все государство практически во всех сферах.

Ну, и дружественный порт в Атлантике, третий по величине в Западной Африке, тоже открывает массу перспектив для экономического сотрудничества. А с учетом того, что Сенегал претендует на членство в БРИКС, и Россия с большой вероятностью этому поспособствует, и для этой страны, да и для огромного региона Черного Континента начнутся очень интересные в хорошем смысле этого слова времена. Чего не скажешь про Париж и Брюссель, у которых тоже «все только начинается» но в прямо противоположном смысле.

ИА «ТОЧКА», Яндекс.Дзен

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: