Мир
14:45, 06 апрель 2024
1 043
0

"Раньше могли купить себе машину, а теперь мы нищие": Жители Финляндии бросают свои дома и готовы сбежать из страны, но некуда...

{short-story limit="840"}
"Раньше могли купить себе машину, а теперь мы нищие": Жители Финляндии бросают свои дома и готовы сбежать из страны, но некуда...

Тех финнов у которых еще теплилась надежда, что российско-финляндская граница в апреле вернется в нормальное состояние, постигло большое разочарование. Если до этого вопрос о возможности открыть границы финские власти хотя бы формально рассматривали несколько раз в месяц, то теперь он официально отложен в долгий ящик. При этом наблюдается абсолютно странная ситуация. С одной стороны Хельсинки заявляет о том, что "пока Россия не исправиться", Финляндия границы не откроет, а с другой стороны, финские же власти бьют тревогу и говорят о том, что приграничные с РФ регионы стремительно пустеют.

Причины последнего очевидны и лежат исключительно в экономической плоскости: после введения санкций против России, и без того не слишком богатые территории, лишились основных доходов. Впрочем, нынешнее финское правительство демонстрирует поразительный цинизм. Проблемы приграничных регионов их интересует исключительно в том плане, что если люди из приграничья разбегутся, то кто станет добровольно помогать пограничникам охранять рубежи на восточной границе?

Жизнь людей остановилась

Буквально несколько лет назад деревня Хииваниеми что в 200 метрах до российско-финской границы являлась очень оживленным местом. Здесь проживало много семей с детьми, люди были трудоустроены, жизнь в буквальном смысле кипела. Сейчас все кардинально изменилось. Инфраструктура приходит в упадок, а население стремительно стареет, так как трудоспособные финны уезжают из деревни в поисках заработка. Малый бизнес как таковой перестал существовать, дело дошло до того, что местным жителям негде стало подстричь волосы и элементарно выпить чашечку кофе.

"Никаких публичных услуг не осталось, людей на улицах не видно, жизнь остановилась", 

— рассказал местный житель Яни Киеси финскому изданию Yle

Яни один из немногих кто остался в деревне вместе со своей женой Аули, и вынужден каждый день кататься за 20 км на работу в соседний город Лаппеенранта, считающийся по местным меркам довольно большим. Но по словам местного жителя, сейчас абсолютно непонятно — стоит ли переезжать в город на ПМЖ, так как у него, как и у всего остального финского приграничья, колоссальные проблемы.

Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале:

Экономика Лаппеенранты стремительно приходит в упадок. В бюджете огромные дыры. Всё что было связанно с туристическим бизнесом - магазины, гостевые дома, рестораны и т.д. стремительно вымирает. У производств тоже проблемы.


"Отказ от дешевых российских энергоносителей привел к тому, что собственники целлюлозно-бумажных комбинатов сегодня экономят буквально на всём и вынуждены отправлять работников в бессрочные отпуска или и вовсе увольнять. Банкротств очень много"

 — делится проблемами Ристо Хуовинен, депутат городского совета Лаппенранты.

Но проблемы не только в приграничных регионах, сегодня лихорадит всю финскую экономику. Так например в начале текущего года крупнейшая в Финляндии касса по безработице YTK опубликовало неутешительную статистику - в январе 2024 года количество безработных среди её членов выросло на 8,4%, в сравнении с предыдущим месяцем. И это средние показатели по стране, в приграничье безработица давно перевалила двузначную отметку.

Полное отсутствие перспектив

В настоящее время, по официальным данным, в Финляндии проживает около 5,6 млн человек. Но распределение населения по территории страны крайне неравномерно. С давних времен финны обживали в первую очередь берега Ботнического и Финского заливов — здесь и климат помягче, и что немаловажно, выход в Балтику, а это соответственно торговля и рыбалка.

В результате получается огромный разрыв - например в столичном регионе проживает свыше 500 человек на квадратный километр, в то время как в северных регионах Финляндии и восточном пограничье с РФ — менее 10 человек.

Единственным исключением являлся как раз город Лаппеенранта и соседняя Иматра, где численность населения до разрыва отношений с Россией была около 50 человек на квадратный километр. Но колоссальная экономическая зависимость от русского туризма, формировавшаяся последние два десятилетия, обернулась катастрофой.

Вот самый свежий пример. Власти объявили о том, что намерены ликвидировать муниципалитет Виролахти, расположенный в 77 км от  Лаппеенранты. Причина банальна - тупо нет денег. По официальным данным в Виролахти проживает около 3 тыс. человек, но на самом деле там уже никого нет - все трудоспособные жители разъехались, а местная администрация лишившись источников дохода, вынуждена была объявить о том что не в состоянии выполнять возложенные на неё функции.


Нет денег ни на поддержания инфраструктуры в должном состоянии, ни на выполнение социальных обязательств перед оставшимся населением. Бюджет муниципалитета питался исключительно за счет того, что через его территорию шла прямая дорога из Хельсинки в Петербург.

"Во время лыжных каникул на трассе муниципалитета стоит зловещая тишина . В час мимо проезжает в лучшем случае несколько машин… Закрытие границы с Россией окончательно добило экономику Виролахти", 

— пишет финская пресса.

И полбеды, если бы финны могли продать свою недвижимость и на вырученные деньги обосноваться в других регионах. Но это невозможно сделать по той причине, что цены на недвижимость рухнули, по сути приблизившись если не к нулевой, то к крайне низкой отметке. Дома и гостиницы покупать просто некому.

И раньше-то основные клиенты на покупку недвижки были из России, а после того, как финские власти начали отбирать у россиян квартиры, дома и бизнес, количество желающих обзавестись собственностью в Финляндии стало равно нулю.

"Приходится признать, что люди покидают восточные территории. После того как перестали пускать русских, нет никакого смысла там жить. Все мои знакомые, кто когда-то обосновался там, и считавшие что тем самым вытянули счастливый билет, уже уехали оттуда, побросав свои дома"

— рассказал политолог Йохан Бэкман.

Так что с границей?

Безусловно, в Хельсинки об этой проблеме прекрасно осведомлены. Вот только трактовка звучит несколько своеобразно, так сказать в духе милитаризма. Вопрос ставится следующим образом - если всё население сбежит, то кто же станет добровольно, и соответственно бесплатно, оказывать помощь финским пограничникам, которые несут нелегкую службу по защите своих рубежей от страшного восточного соседа?

"Финны проживающие в приграничье, все замечают и очень быстро сообщают, если вблизи жилья появляются незнакомые люди. Никакой забор и никакие технологии не смогут заменить человеческий вклад",

 — вынуждена признать Хейкки Ахтиайнен, заместитель командующего погранслужбы Восточной Финляндии.

Недавно избранный президент Финляндии Александр Стубб, который посетил на днях Йоэнсуу (административный центр на границе с российской Карелией) рассказал о планах правительства о создании в этом районе особой экономической зоны. Но почему-то забыл уточнить параметры, что, впрочем, не удивительно, учитывая масштабные экономические проекты с точки зрения логистики, в этом регионе возможны только с участием России и в расчёте на  перспективный российский рынок. Но финские власти от него как известно добровольно отказались.

Опыт так ничему и не научил

При этом что удивительно, финским чиновникам даже не надо придумывать какие-то сложные проекты что бы оживить свою экономику — надо просто заглянуть в свое недавнее прошлое.

Восточная Финляндия в 70-е годы находилась в похожем состоянии — в некоторых регионах страны официальная безработица составляла около 20%, людям платили сущие копейки, работники разбегались, инфраструктура деградировала. Выход из сложившейся ситуации нашёл тогдашний финский президент Урхо Кекконен, который сумел в связке с Алексеем Косыгиным, занимавшим тогда пост председателя Совета министров СССР, реализовать проект строительства крупнейшего Костомукшского ГОКа в глухой карельской тайге и целого города рядом с ним. В результате строительная отрасль Суоми получила большой заказ на несколько десятилетий вперёд.

"Костомукша стала самой настоящей золотой жилой для строительных компаний и сумела дать работу тысячам строителей из Кайнуу. Тогда на заработанные деньги строители могли позволить себе купить новый дом и новые машины" 

— делится воспоминаниями финское издание Suomen Kuvalehti.

В свою очередь СССР получил новое, современное предприятие и наладил разработку крупнейшего месторождения железной руды. С Финляндией расплачивались произведенными на ГОКе окатышами, что позволило запустить в Финляндии металлургические предприятия. И этот опыт стал настолько удачным, что финские строители вскоре реализовали в Советском Союзе множество проектов на сумму в десятки миллиардов евро.

Кстати в отличие от Финляндии, у России отличная память и она помнит всё то хорошее, что было между нашими странами - не так давно в карельском городе Костомукша, был установлен памятник Урхо Кекконену и Алексею Косыгину.  


"Вот только в то время была совсем другая Финляндия. Принципиально придерживающаяся нейтралитета, рациональная, настроенная на сотрудничество с Россией и держащаяся подальше от НАТО. Осознающая, что куда лучше быть мостиком между Западом и Востоком, чем вооруженным до зубов натовским дзотом на границе", 

— с горечью говорит финский обозреватель Кости Хейсканен.

Интересная жизнь с Vera Star, Яндекс.Дзен

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: