Политика
14:02, 16 январь 2022
3 465
0

«Замахнулись на самое святое»: что могут США ограничить россиянам

{short-story limit="840"}
«Замахнулись на самое святое»: что могут США ограничить россиянам
Новогодний рецидив

Автор: Евгений Федоров, издание "Военное обозрение"

В первый раз в США заговорили о возможном запрете на ввоз в Россию смартфонов и прочей бытовой техники еще перед Новым годом.

Тогда мнения экспертов разделились – кто-то уверял, что американцы только пугают, а кто-то настаивал на серьезности их намерений.

И вот новый виток «войны обещаний» – 8 января New York Times вновь предупредил о возможном ограничении экспорта в Россию.

Еще первый пакет санкцией не ввели, а здесь речь уже о второй волне.



Во многом это, конечно, была лишь подготовка к женевским переговорам Москвы и Вашингтона, но потенциальные последствия от подобных ограничений могут быть стратегических масштабов. Причем и для россиян, и для американцев. Это отчетливо понимают в Соединенных Штатах и пока угрожают санкциями только в случае вторжения России на Украину.

В кремлевской политической элите бытует мнение, что американцы, во-первых, нас пугают, а во-вторых, «посудомойки для россиян – не самое святое». Это фраза пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова на днях стало поистине крылатой.

Но здесь выражение, очевидно, вырвано из контекста – чиновник с иронией ответил на явно провокационный вопрос типа «американцы своими санкциями замахнулись на самое святое?».

С эмбарго на поставку холодильников, посудомоечных и стиральных машин из США россияне, конечно, справятся. Это типичные санкции, рассчитанные не на экономику и не на политическое руководство страны, а нацеленные непосредственно на потребителя.

До настоящего времени американцы на подобное не решались относительно россиян. Есть примеры использования «антинародных» санкцией для Ирана и Сирии.

Но, к сожалению, у Соединенных Штатов есть масса рычагов давления на общественность.

Попробуем внимательно рассмотреть наиболее вероятные варианты.

Прежде всего, это эмбарго на экспорт смартфонов и прочей бытовой электроники.

Большого горя от исчезновения IPhone не случится, но это неизбежно повысит цены на китайскую и корейскую продукцию. Ушел конкурент – можно и ценники пересмотреть. Если этого окажется мало, Вашингтон введет санкции против поставщиков аналогов из других стран, прежде всего, из Китая и Южной Кореи.

Перекрыть на 100 % не получится, но качество поставляемой техники и в очередной раз цены изменятся кардинально и совсем не в лучшую сторону. Теневой рынок вкупе с контрабандой высокотехнологичных товаров станут нормой жизни россиян.

Но и это еще не самое удручающее, что может ждать страну.

В самом радикальном варианте Соединенные Штаты способны серьезно ограничить работы операционных систем на территории России.

То есть все подключенные к интернету компьютеры и прочая вычислительная техника в один момент превратятся в груду металлолома.

Чем это может грозить, отлично иллюстрируют события в Казахстане, когда с отключением интернета страна на несколько дней погрузилась в условия середины XX века.

При этом для россиян эта угроза становится все более реальной год от года – правительство планомерно переводит всю документацию на электронные платформы. Одномоментное отключение Windows, Ubuntu, iOS и частично Android очень осложнит доступ (если вообще не заблокирует) к грядущим электронным паспортам, ПТС и, конечно, безналичным расчетам.

Поэтому с разгоном холодной войны очень нелишним будет иметь дома под подушкой НЗ из хрустящих банкнот.

Соединенные Штаты достаточно опосредованно могут повлиять на работу Android – все-таки это операционная система с открытым исходным кодом.

Но вот заблокировать работу различных Google-приложений американцы смогут запросто.

Впрочем, для кого-то это станет долгожданным подарком – тысячи YouTube-блогеров и прочих «бездельников» окажутся безработными.

Смартфоны на свалку

Прецеденты уже есть – в 2019 году Трамп запретил Huawei работать с операционной системой Android и сервисами Google не только в США, но и по всему миру.

Это, конечно, не апокалипсис, но работу с китайской техникой осложнили серьезно. Китайский аналог HarmonyOS пока даже не аналог Android, а по функционалу серьезно отстает от ассортимента Google-сервисов.

И, конечно, в первую очередь пострадают пользователи исконно американской системы iOS, которую Вашингтон может выключить в России в течение пары минут. Причем не только те, которые ввозятся в страну, но и купленные ранее.

Обездвижить на корню могут и пока малочисленные электромобили марки Tesla – это позволяет сделать система обновления операционной системы «по воздуху».

Немного экспертных мнений из сообщества программистов касательно ситуации:

«Можно, конечно, отключить обновления операционных систем, но при этом потеряются многие функции, особенно критично это для смартфонов. Но всё равно не поможет, они найдут лазейку – системы-то их разработки. Например, напишут простейшую программку, которая будет привязана к геолокации гаджета. Попал он на территорию РФ – всё, хана, при первом же включении накопитель форматируется. Против лома нет приёма, свой софт у нас отсутствует. Вся надежда на китайцев».

Все вышесказанное не плод досужих домыслов – Bloomberg утверждает, что американская администрация всерьез рассматривает возможность запрета поставок в Россию всего, что «сделано с применением американских технологий».

Если просто посмотреть на список запатентованного в США, то окажется, что отрезать поставки могут вообще почти всего.

А если еще все это закрепить отключением от SWIFT, то наша страна вернется в не самые лучшие годы советской власти.

Однако унывать рано.

Выигравших не будет

Ситуация с тотальным введением ограничений для России будет непредсказуема, прежде всего, для самого Вашингтона.

Во-первых, компании потеряют один из немаловажных рынков с населением в 146 млн человек.



Посмотрите, как Google медленно, но верно прогибается под достаточно жесткие требования Кремля – это явный признак того, что деньги для Штатов дороже политики.

Перестанет существовать американский бизнес на территории России – большая его часть будет с большой вероятностью национализирована. В качестве ответной меры, так сказать.

Во-вторых, прецедент такого масштаба не останется без внимания и настороженности со стороны торговых партнеров США.

Где вероятность, что через пару-тройку лет подобное не провернут с Южной Кореей или Японией?

В-третьих, у России всегда остаются рычаги влияния на европейских вассалов Соединенных Штатов в виде поставок газа и нефти. А если перекрыть потоки в разгар зимы, да еще и при полупустых хранилищах, то вассальная преданность заметно поубавится.

Ну и, наконец, крайний, четвертый вариант развития событий – это интерпретация санкций как объявление войны.

Войны настоящей, не холодной, а самой что ни на есть горячей.

Фактически Вашингтон такими ограничениями стремится отбросить страну на 30–50 лет назад, почти в «доинформационную» эпоху, что по последствиям идентично войне.

Неприятно в этой ситуации осознание уязвимости России к таким угрозам. Как это теперь ни банально звучит, в Совестком Союзе устойчивость к тотальным санкциям была гораздо выше.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: