Чему учат в школе? Или немного про научный подход к образованию
Вместо эпиграфа анекдот: Уважаемые выпускницы! Маленький совет: не выбрасывайте свою школьную форму после выпускного. Она вам потом в семейной жизни еще пригодится.
Выходные, друзья мои, и хочется чего-то не политического, а простого и понятного. Тем более что тут и вопрос подоспел.
Вот просто прелесть что за вопрос. Как раз на выходные. Но я начну, пожалуй, со второй части. То, что у нас образование избыточное — это просто здорово. На самом деле. Чем больше знаний нам дают, тем более мы универсальны. Тут вообще надо понимать, что у школы нет задачи готовить специалистов. У нее есть задача подготовить нас к жизни вообще.
Ох, помню, как я ненавидела в школе черчение. Зачем мне, чистому гуманитарию, все эти разрезы, гайки и масштабы? Они же никогда в жизни мне не понадобятся. Но потом я выросла. И взрослой тетенькой стала покупать мебель. А ее привозят в разобранном виде. И с чертежами сборки. Не то чтобы я стала с нежностью вспоминать черчение, но я очень рада, что оно все-таки в моей жизни было. Жизнь, друзья мои, вообще очень вариабельна и непредсказуема. И никогда не знаешь, где и что тебе пригодится.
Сомневаюсь, что мы с вами попадем на необитаемый остров, как герои Жюля Верна. Но вот (не дай бог, конечно) сейчас много говорят о ядерной войне. И может так статься, что придется нам с вами переселяться жить под землю. И налаживать там быт. Вот тогда может оказаться, что школьные знания по физике, химии, геометрии и даже биологии нам очень пригодятся. Хотя сейчас они вроде и не нужны.
Ну а литература? Это тоже подготовка к жизни. Читая классику, мы с вами изучаем людей, разные ситуации и поступки. С одними мы никогда не столкнемся, а другие будут преследовать нас постоянно. И мы с вами будем частично к ним готовы. Наш мозг уже потренировался, представляя себе картины из книг.
Избыточность школьного образования можно считать только с точки зрения подготовки специалистов. Но жизнь-то одной работой не заканчивается, верно?Надо понимать, что в окружающем мире твориться. Что такое электричество, и щелочи с кислотами и прочее. Да и работы и даже виды профессиональной деятельности в течение жизни могут меняться не раз.
Теперь к первой части вопроса. Таких научных исследований не делает никто. Ни в одной стране мира. Потому что это невозможно. Для начала, невозможно определить критерии успешности. Вот, например, Вася. Он миллионер. С нуля заработал огромное количество денег. Был пять раз женат на самых красивых женщинах. С детьми не общается — ему неинтересно. Отдыхает на собственной яхте и, когда ему скучно, вызывает юных улыбчивых девушек. Они не то чтобы ему очень нужны. Просто он может себе это позволить.
Успешен Вася? Безусловно. Он же миллионер. Но есть еще и Петя. Он работяга и всю жизнь прожил в своем райцентре, работая на заводе. За границу выбирался один раз. И то в Белоруссию, знакомиться с родственниками жены сына. У Пети небольшая квартирка, дача и старенький «Дастер». Зато у него есть пухленькая жена-хохотушка, уже выросшие дружные дети. Сейчас уже внуков на дачу привозят. И Петя с удовольствием учит их колоть дрова, топить баню и копать червей для рыбалки. Успешен ли Петя? Безусловно. Но он успешен не материально, а социально.
И как мы будем эти два успеха высчитывать? И как вычленять, какой успешнее? Тем более что в нашем уравнении есть еще и Федя. Тому, как героине одной из моих недавних статей, не повезло. Его родители очень рано заболели и стали требовать ухода. Нет, учился-то Федя хорошо. Но вот только неустанная забота о родителях не дала ему ни карьеру сделать и стать успешным материально и статусно, ни семью завести. Зависела ли его судьба от полученного образования? Нет. Просто так сложилось.
Жизнь намного сложнее, чем нам кажется, и намного вариабельнее. Тем более что у нас еще появляется и Витя. А Витя у нас инженер. Умничка и талант. Очень быстро стал получать повышенную зарплату, удачно женился, и вообще начальник ему намекает, что скоро его завлабом сделают. Витя успешен. До 91 года. Когда он как инженер перестал быть нужен. И зарплату платить перестали. Пришлось нашему герою идти на рынок польскими шмотками торговать. И даже уехать за бугор Витя не может. Потому что работал в "ящике" и загранпаспорт ему просто не дают.
И при чем тут блестящее Витино образование? Ведь чтобы его реализовать, нужна востребованность и возможности. Нет, лет через 15–20 Витино образование снова очень понадобится. Сначала мало будут платить, потом побольше. Но у Вити уже возраст, да и отвыкший мозг не так быстро соображает. А самые свои активные годы он занимался черти чем. Не по своей воле, заметьте. И как мы впишем в наше научное уравнение успеха от образования Федю и Витю? Никак.
Тем более что цикл человеческой жизни — 70 лет. Ну хорошо, пусть от окончания школы и до 50 лет у нас есть лет 30. А кто может сказать, что будет через 30 лет? И какие знания будут нужны и важны, какие критерии будут считаться успехом? Вот лично меня, да и вас, я уверена, не учили пользоваться в школе интернетом, не объясняли вопросы безопасности в сети и даже не учили финансовой грамотности. Почему? Образование плохое? Или просто всех этих так нужных сейчас вещей просто не было? А сейчас детей этому уже учат.
Зато наше с вами избыточное образование дало нам возможность достаточно легко принять эту новую реальность и начать ею пользоваться. А еще определение эффективности школьного образования научным путем невозможно, потому что часть этого образования мы получаем дома.
А еще образование не универсально. Попадется так неудачная учительница химии и все — в вас «умер» великий химик. Ну хорошо, пусть не великий, а просто хороший. И это тоже мы не можем вписать в уравнение. Ни качество преподавания, ни совпадения даже по характерам учителей и учеников. А это важно.
Превратить людей в роботов с загруженными лентами минимально необходимых знаний — вечная мечта некоторых человеков. Только зачем это делать? Вам нужны роботы — делайте роботов. А люди слишком универсальны и непредсказуемы, чтобы их можно было свести к перфокарте. И это чудесно. Ну вот как-то так.
Фотографии взяты из открытых источников и могут быть удалены по требованию правообладателей
