Россия
10:47, 05 апрель 2025
642
0

Как ФСБ вывели из хаоса 1990-х годов

{short-story limit="840"}
Как ФСБ вывели из хаоса 1990-х годов

Ровно тридцать лет назад, 3 апреля 1995 года, российские органы госбезопасности получили их сегодняшнее название – ФСБ. В каком состоянии тогда находилось наследие бывшего КГБ СССР, какая политическая борьба стояла за этим переименованием – и какие оно имело практические последствия для работы соответствующих структур?

30 лет назад, 3 апреля 1995 года, президент Борис Ельцин подписал указ о переименовании Федеральной службы контрразведки (ФСК) в Федеральную службу безопасности (ФСБ). Это стало отправной точкой к восстановлению нормальной работы органов безопасности в стране. Переименование ФСК в ФСБ было не просто сменой названия, хотя всех удивило, что за «сменой вывески» не последовало никаких структурных или кадровых изменений. Не было даже формальной переаттестации сотрудников.

Дело в том, что указ Ельцина констатировал свершившийся факт. В феврале 1995 года Госдума приняла закон о Федеральной службе безопасности, который де-юре отменил ранее действовавшие законодательные акты об органах государственной безопасности, которые и так де-факто не соблюдались. К тому моменту система госбезопасности страны была фактически разрушена. С 1991 года прошло несколько волн переименований, сокращений и разделений наследства бывшего КГБ СССР.

Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале:

Во второй половине 1994 года, когда готовился новый закон об органах безопасности, разброс позиций по поводу дальнейшей судьбы этих структур был очень большим. Целью либеральной части пришедших тогда к власти в стране элит было полное уничтожение органов безопасности, люстрация сотрудников, внешний контроль за их работой, передача секретных данных странам Запада и бесконтрольное завладение архивами по образцу того, что случилось в некоторых странах Восточной Европы.

Предлагалось еще более понизить статус ведомства, переименовав его в «агентство» по нацбезопасности. Это низводило органы безопасности даже ниже, чем, например, лесная служба.

С другого политического фланга резко критиковали предыдущий указ Ельцина о роспуске Министерства государственной безопасности (МГБ) и требовали вернуть ведомству министерский статус. Оформление на бумаге в уставных указах именно службы представлялось тогда чем-то вроде компромисса, но все равно потребовало еще одной реформы и расширения урезанных полномочий уже в новую историческую эпоху – в 2004 году.

Но в 1995-м даже Борис Ельцин и его окружение понимали, что без эффективной системы органов безопасности такому государству, как Россия, не выжить. Численность работников органов безопасности сократилась в несколько раз. Многие уходили в частный сектор, были утеряны агентура и иностранная резидентура, разрушена вертикальная связь с органами на местах. В период с 1991 по 1995 год органы безопасности не могли выполнять свои непосредственные обязанности: борьбу с многочисленными в тот период экономическими преступлениями, шпионажем, терроризмом, организованной преступностью, контрабандой, торговлей оружием, наркотиками, противодействовать зарубежным агентам влияния, национализму и сепаратизму.

Более того, еще в 1991 году органы госбезопасности были лишены права на следственные действия. На практике это означало, что сотрудники МГБ, а затем ФСК должны были обращаться за помощью к милиции или прокуратуре, которые от них просто отмахивались. Также крайне медленно и неохотно рассматривали дела, в которых участвовали сотрудники безопасности, и суды. Тогдашний глава ФСК/ФСБ Сергей Степашин указывал, что дела ведутся формально и большей частью без понимания специфики контрразведывательной деятельности.

Стремительно падала репутация Лубянки. В целом к 1995 году ситуация с соблюдением интересов России в области безопасности достигла сильнейшего хаоса, который начал угрожать уже основам федеральной власти, и с этим надо было что-то делать.

Новый закон возвращал органам безопасности следственные функции. Удивительно, но это не вызвало у депутатов первого созыва Госдумы каких-то серьезных противодействий. Куда более жаркие дебаты развернулись вокруг пунктов об оперативной деятельности: права на проникновения в жилище при угрозе безопасности, применения специальных и технических средств без санкции суда и осуществления разведывательной (агентурной) деятельности.

Это выглядело тем более странно, что все эти полномочия в полном объеме имелись у МВД. Тем не менее ряд либеральных депутатов продолжал выступать за ограничение функций и прав органов госбезопасности. И это были никакие не якобы «фантомные боли» о сталинских временах, а последовательная политика по разрушению единства государственной системы госбезопасности.

Переименование же ФСК в ФСБ наглядно отображало изменение в объеме полномочий и ответственности «новой» службы. Контрразведка в узком понимании термина – борьба с иностранным шпионажем и не более того. То есть когда одна разведка противостоит другой.

Такая манипуляция терминами вообще выводила понятие «государственная безопасность» из правового поля. Практически все функции безопасности в таком раскладе перекладывались на милицию на местах, что было равно катастрофе. Как, например, райотдел милиции может заниматься расследованием и, самое главное, предотвращением террористических актов? У милиции были на это все полномочия, но не было опыта, компетенции, технических средств, агентуры. Не говоря уже о проблеме коррупции на местах. Даже сам образ мыслей сотрудников контрразведки и милиции серьезно отличается.

Надо сказать, что метания и подковерная борьба вокруг статуса и позиции ФСБ в государственной системе в апреле 1995 года не закончились. 14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». Казалось бы – что тут важного? Но по факту это вело к большей централизации и жесткому вертикальному подчинению Москве региональных структур ведомства. Органы региональной власти теряли последнюю возможность влиять на местные управления ФСБ, что в условиях «парада суверенитетов» было очень важно.

ВИДЕО:

Возобновилась практика регулярного назначения в региональные управления «варягов», то есть выходцев из другого региона. Это позволило органам госбезопасности сохранить или восстановить независимость от местных властей. Ссылки на «местные особенности» и «знание территории», особенно на проблемном Северном Кавказе, больше в расчет не принимались.

Кроме того, всем был еще памятен печальный опыт второй половины 1980-х годов, когда в ряде союзных республик руководство местных органов КГБ фактически солидаризировалось с националистическими и сепаратистскими движениями.

За каждым переименованием стоит сложная политическая борьба, что особенно понятно на примере судьбы наследия КГБ СССР. За всю историю страны органы госбезопасности страны реформировались около десятка раз, меняя и статус, и полномочия, и названия. Но, учитывая все сложности периода первой половины 1990-х годов, действующий закон о ФСБ сохраняется практически в первозданном виде уникально долго.

Дальнейшие изменения не меняли сути работы главной структуры по защите госбезопасности России. А это само по себе положительное явление, поскольку такое положение дел закрепляет стабильность и преемственность, в отличие от хаоса 1990-х. Таким образом, базовые принципы, заложенные законами 1995-96 годов, сохранились в деятельности органов безопасности до сих пор.

ИСТОЧНИК

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: