Мир
10:16, 14 декабрь 2024
316
0

Reuters: Как армия Асада потерпела крах в Сирии

{short-story limit="840"}
Reuters: Как армия Асада потерпела крах в Сирии

Фото: Форма военнослужащего сирийской армии висит на проволочном ограждении возле тюрьмы Седная, Сирия, 11 декабря 2024 года. Источник: REUTERS/Ammar Awad

Двадцатитрехлетний сирийский призывник Фархан аль-Хули получал плохую зарплату и был деморализован. Его армейский форпост в кустарниковой местности недалеко от удерживаемого повстанцами города Идлиб должен был иметь девять солдат, но там было только трое, после того как некоторые дали взятку командирам, чтобы избежать службы, сказал он. И из двух призывников с Хули, один считался начальством психически нездоровым и не мог владеть оружием.

По материалам "Новостное Пике"

В течение многих лет исламистские повстанцы из Хайят Тахрир аш-Шам (ХТС, признана террористической организацией и запрещена в России) сидели за линией фронта, а длительная гражданская война в Сирии была заморожена. Но в среду, 27 ноября, командир Хули находившийся на другом посту за линией фронта позвонил ему на мобильный телефон, чтобы сообщить о том, что колонна террористов направляется в его сторону. Ему был выдан приказ - стоять на месте и сражаться.  Вместо этого Хули перевел свой телефон в режим полета, переоделся в гражданскую одежду, бросил винтовку и сбежал. Пока он шел по дороге обратно на юг, другие группы солдат тоже покидали свои посты. 

«Я оглянулся и увидел, что все идут за мной. Когда они увидели, что один человек убегает, все начали бросать оружие и бежать», — сказал он репортеру Reutersв Дамаске, где он сейчас нашел работу в конюшне. 

Фото: Фархан аль-Хули, сирийский военнослужащий, покинувший свой пост в первый день наступления, работает в конюшне в Дамаске, Сирия, 10 декабря 2024 года. Источник: REUTERS/Mohamed Azakir

Меньше, чем через две недели повстанцы ворвутся в столицу Дамаск, свергнув бывшего президента Башара Асада, поскольку его армия просто растаяла. Разгром резко положил конец 13-летнему конфликту, в результате которого погибли сотни тысяч людей.  Reuters поговорил с дюжиной источников, включая двух дезертиров из сирийской армии, трех старших сирийских офицеров, двух командиров иракских ополченцев и человеком из сирийских сил безопасности. Источники, а также разведывательные документы, которые Reuters нашел в заброшенном военном офисе в столице, нарисовали подробную картину того, как некогда внушавшая страх армия Асада была опустошена деморализацией войск, объята сильной зависимостью от иностранных союзников, особенно в командной структуре, и растущим возмущением в рядах из-за безудержной коррупции.

Большинство источников попросили не называть их имен, поскольку они не были уполномочены общаться со СМИ или опасались возмездия. С начала войны в 2011 году командование армии Асада стало зависеть от союзных иранских и финансируемых Ираном ливанских и иракских сил, чтобы предоставить лучшие боевые подразделения в Сирии. Что особенно важно, большая часть оперативной командной структуры сирийских военных управлялась иранскими военными советниками и их союзниками-ополченцами.  Но многие из иранских военных советников уехали этой весной после израильских авиаударов по Дамаску, а остальные покинули страну на прошлой неделе.

Бойцы и командиры «Хезболлы» уже в основном уехали в октябре, чтобы сосредоточиться на эскалации войны в Ливане с Израилем. Собственный центр командования и управления сирийской армии больше не функционировал должным образом после ухода иранских офицеров и специалистов «Хезболлы», а у военных не было стратегии обороны, особенно для второго города Сирии Алеппо. Напротив, повстанцы на северо-западе, на бумаге численно намного слабее армии, потратили годы на консолидацию в едином оперативном центре, который координировал их группы и подразделения в бою, говорится в отчете Международной кризисной группы после падения Алеппо. Reuters не удалось связаться с нынешним представителем вооруженных сил. Новая самая влиятельная фигура в Сирии, глава ХТШ Ахмад аль-Шараа сообщил Reuters в среду, что он распустит силы безопасности Сирии.

АЛЕППО

Когда Алеппо подвергся нападению в конце ноября, армейским подразделениям не дали четкого плана, но приказали разработать его самостоятельно или отступить в стратегически важный город Хомс, чтобы попытаться перегруппироваться. Алеппо пал без серьезных боев 29 ноября, всего через два дня после начала наступления, вызвав шок среди военных. Все, что осталось на местах, — это сирийская армия, которой крайне не хватает сплоченности, описывая многочисленные подразделения, которые были недоукомплектованы, потому что офицеры брали взятки, чтобы отпустить солдат с дежурства, или говорили солдатам идти домой и сами получали зарплату.

В 2020 году армия насчитывала 130 000 человек личного состава, согласно отчету аналитического центра IISSMilitaryBalance, в котором армия описывается как значительно истощенная затянувшейся гражданской войной и преобразованная в нерегулярно структурированную организацию в стиле ополчения, сосредоточенную на внутренней безопасности. За несколько дней до падения режима в воскресенье у Соединенных Штатов была информация о широком уровне дезертирства и переходе военных сил на другую сторону, а также о бегстве некоторых элементов в Ирак. Источники в сирийской армии описали офицеров и солдат как деморализованных из-за зарплаты, которая была постоянно низкой даже после болезненных военных побед в начале войны, а также то что близкие родственники Асада чрезвычайно богатеют.

28 ноября Главное командование армии и вооруженных сил выпустило телеграмму, приказав всем войскам быть в полной боевой готовности, согласно военному документу, найденному Reuters в офисе воздушной разведки в Дамаске. В знак отчаяния режима Управление воздушной разведки Сирии, ключевое агентство, близкое к семье Асада, обвинило своих людей в «расслаблении» на контрольно-пропускных пунктах по всей стране после того, как один из них был захвачен повстанцами на юге 1 декабря, и предупредило о наказании «без снисхождения», если они не будут сражаться, как показывает другой документ, с которым ознакомился Reuters.

По словам всех источников, несмотря на приказы и угрозы, все больше солдат и офицеров начали дезертировать. Вместо того, чтобы противостоять повстанцам или даже безоружным протестующим, жители сирийских городов, видели, как солдаты покидают свои посты, переодеваются в гражданскую одежду и отправляются домой. На улицах Дамаска все еще разбросана армейская форма.

Коррупция и низкий моральный дух росли по всем рядам. 

Многие офицеры среднего звена в последние годы все больше злились из-за того, что жертвы и успехи армии во время войны не нашли отражения в лучшей оплате, условиях и ресурсах, рассказали двое служащих, один недавно вышедший в отставку и один дезертировавший офицер. В 2020 году Россия и Турция договорились о соглашении, которое заморозило линии фронта после того, как Асад отвоевал все крупные города и главную автомагистраль, связывающую Дамаск с Алеппо, что еще больше разделило страну, также разделенную на контролируемые курдами районы. 

Но экономика Сирии продолжала страдать от санкций США и сокращения иностранной помощи, сказал Арон Лунд, научный сотрудник аналитического центра Century International, специализирующегося на Ближнем Востоке. Последовала безудержная инфляция.

«Все стало еще хуже, за исключением олигархов и элиты вокруг Асада. Это, похоже, было невероятно деморализующим», — сказал Лунд.

Хотя указы 2021 года примерно удвоили военные зарплаты, чтобы поспеть за инфляцией, которая в том году превысила 100%, покупательная способность все равно быстро упала, поскольку сирийский фунт рухнул по отношению к доллару. Полковник Махлуф, служивший в инженерной бригаде, сказал, что, если кто-то жаловался на коррупцию, его вызывали на допрос в военный суд и с ним такое случалось не раз.

«Мы жили в страшном обществе. Мы боялись сказать хоть слово», — сказал Махлуф. Он служил в Хаме, но дезертировал до того, как город пал перед повстанцами 5 декабря, сказал он в интервью.

Гнев особенно нарастал в течение последнего года или около того, сказал действующий старший офицер военной разведки, заявив, что «растет негодование против Асада», в том числе среди основных высокопоставленных сторонников из его общины алавитского меньшинства.

ГОДЫ РАСПАДА

Военный опыт Хули иллюстрирует проблемы армии и помогает объяснить его отсутствие лояльности. Он был призван на обязательную 18-месячную службу в возрасте 19 лет, после того как заплатил офицеру, чтобы тот отсрочил его службу на год. Когда срок его службы истек, ему было приказано оставаться в армии на неопределенное время. Он дезертировал, но позже был пойман патрулем, посажен в тюрьму на 52 дня, а затем отправлен на отдаленный форпост недалеко от Идлиба.

Ему платили 500 000 сирийских фунтов (40 долларов) в месяц. Армейские пайки часто разворовывались до прибытия. Иногда вся его зарплата уходила на покупку еды, сказал он. Товарищи с деньгами платили офицерам 100 долларов, которых у него не было, чтобы уйти со службы, сказал Хули. Бригада Хули должна была состоять из 80 солдат, но на самом деле их было всего 60, сказал он. Он описал плохое обращение со стороны офицеров, включая назначение на тяжелую ручную работу по рытью земляных насыпей как в очень жаркую, так и в очень холодную погоду, и по ночам. Один бывший майор назвал использование принудительно призванных «фатальной ошибкой».

Бывший военнослужащий армейской службы логистики Зухаир, 28 лет, сказал в интервью в Дамаске во вторник, что он видел, как офицеры воровали и продавали электрогенераторы и топливо. 

«Все, что их заботило, — это использование своего положения для собственного обогащения», 

— сказал он. Он сражался за Асада много лет, но у него были двоюродные братья среди повстанцев, и когда они продвигались, он радовался, сказал он. 

«Я не знаю, как описать, как я счастлив», — сказал он.

ОПОРА НА СОЮЗНИКОВ

Чтобы дать отпор более раннему восстанию оппозиции, которое началось с протестов в 2011 году, Асад полагался на союзников. Россия отправила самолеты, которые бомбили позиции повстанцев, Иран отправил военных советников и бойцов из «Хезболлы». Также прибыли поддерживаемые Ираном ополченцы из Ирака и еще одна группа, сформированная из афганских шиитских бойцов. Их боевые навыки и благополучие контрастировали с собственными солдатами Сирии. 

Командир иракского ополчения, служивший недалеко от Алеппо, сказал, что знал о сирийском взводе, который должен был состоять из 30 солдат, но в нем было всего восемь. Ополченцы часто приглашали этих солдат поесть с ними из жалости к плохому состоянию их пайков, сказал командир. «Хезболла» и союзные ей ополченцы относились к регулярным сирийским силам не более чем с презрением, знакомый с мышлением «Хезболлы». Они не доверяли им важные операции и часто не сражались вместе с ними, добавили эти источники. 

7 ОКТЯБРЯ АТАКИ ХАМАС

Присутствие Ирана в Сирии было сокращено в течение нескольких месяцев после нападения на Израиль, поддерживаемого Тегераном ХАМАС 7 октября 2023 года. Ответ Израиля на вторжение ХАМАС включал эскалацию ударов по связанным с Ираном целям, в том числе в Сирии. 1 апреля в результате удара погибли высшие командиры Корпуса стражей исламской революции Ирана в здании иранского консульского комплекса в Дамаске. Израиль не подтвердил и не опроверг ответственность за удар.

Оба иракских источника заявили, что после этого число командиров Корпуса стражей исламской революции, находящихся в Сирии, значительно сократилось. Один из них сказал, что в результате этого командование военными операциями Сирии стало неэффективным, и ситуация усугубилась уходом Хезболлы в октябре. Россия наносила авиаудары по повстанцам, продвигавшимся на Хаму и Хомс, но в отличие от более ранних этапов войны не было эффективных сухопутных войск, способных остановить наступление.

К субботе, 7 декабря, Россия призывала к политическому переходу. Кремль и МИД России отказались комментировать эту историю. Россия, как заявил Кремль во вторник, «приложила много усилий», чтобы помочь Асаду во время гражданской войны, но затем ситуация ухудшилась. В Алеппо сирийские силы полагались на Хезболлу для обеспечения оперативного командования. Без иранских советников или Хезболлы армия не могла удерживать территорию около города. Иракские ополченцы отправили больше бойцов в Сирию, но они обнаружили, что все каналы связи с иранскими военными советниками были прерваны. В пятницу, после того как повстанцы взяли город Хама, иракским группам было приказано уйти.

«Битва за Сирию была проиграна с первого дня», добавил иракский военный советник.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: