Политика
Выстрел в ногу: Как Третий энергопакет ЕС поспособствовал росту цен на газ до $560...
{short-story limit="840"}
Обычно, когда речь заходит о европейском газовом рынке, сразу же всплывает тема Третьего энергопакета ЕС. Изредка комментаторы рассматривают проблему чуть подробнее, вспоминая о том, что одной из составляющих ТЭП является Газовая директива – именно в ней содержатся все правила и алгоритмы так называемого анбандлинга, то есть разделения торговли газом и управления газотранспортной системы.
Борис МарцинкевичИ совсем уж редко вспоминают об еще одном документе, который хронологически появился сразу после публикации ТЭП – «Целевая модель европейского газового рынка», она же Gas Target Model, GTM. GTM, по мысли ее разработчиков и чиновников Европейской комиссии – желанная цель, несущая всем благо, к которой нужно стремиться всеми силами. Для тех, кто сомневается в логичности и экономической целесообразности GTM – штрафы, штрафы и еще немного штрафов. Разобраться с GTM просто необходимо – без этого нельзя до конца понять ценовое ралли на европейском газовом рынке, которое мы наблюдаем с весны 2021 года.
Целевая модель европейского газового рынка
В основе GTM – деление европейского газового рынка на 10 торговых зон (но это не точно – рынок «может решить» точнее), границы и даже количество которых представлены крайне схематично, зато точно известно, что их границы не будут совпадать с границами государств, то есть используется наднациональный принцип.
В каждой зоне должен работать торговый хаб, на площадке которого должны осуществляться все сделки по поставкам газа и по использованию газотранспортной системы, прямые контракты между поставщиками и потребителями предлагалось исключить. Каждая зона должна получать газ не менее, чем из трех внешних источников – таким вот директивным методом ЕК намерена добиться диверсификации газа. Как это должно выглядеть физически, никто особо не задумывался.
В Евросоюз на начало десятых годов трубопроводный газ поставляли три государственные компании: алжирская Sonatrach, норвежская Statoil (современное название – Equinor) и российский концерн Газпром. Нет, идей о том, чтобы тянуть алжирские газовые магистрали до Финляндии, а российские – до Португалии, ни у кого не было. Вполне достаточно построить на побережье регазификационные терминалы – и все проблемы решались, поскольку СПГ могли поставлять Катар и тот же Алжир. Кроме того, огромные надежды возлагались на СПГ, которые могли начать производить в результате сланцевой революции в США, на продолжавшиеся попытки реализовать проект МГП Nabucco (газ из месторождений Туркмении – морским МГП до Азербайджана, где объемы газа планировалось дополнить газом азербайджанским, далее через Кавказский хребет и через Черное море в Турцию, а затем уже по всей Европе), начиналась трагедия «сирийского газового креста» – проектов и прожектов хватало, потому европейские теоретики от газового рынка и позволили себе вот такой полет фантазии.
Согласно GMT внешним поставщикам (из стран, не входящих в ЕС) предполагалось разрешить закончить выполнение всех долгосрочных договоров по традиционной схеме (поставщик – покупатель и гронингенская модель долгосрочного экспортного газового контракта), а после этого было практически приказано перейти на новую контрактную систему:
- Подписывается контракт с компанией-импортером;
- Подписывается контракт на использование ГТС в каждой торговой зоне по принципу «вход-выход».
Как ведут себя европейские газовые компании, которые не желают расставаться с рассудком и логикой, в 2018 году наглядно продемонстрировала австрийская OMV. Если помните, она просто продлила действующий контракт с Газпромом до 2040 года на прежних условиях поставки – Баумгартен и никаких гвоздей. Ну, а вы, господа из ЕК, можете продолжать изобретать границы зон, интерконнекторы придумывать, деньги на них искать и так далее. Аналогично в июле 2021 года повела себя венгерская Panrusgaz, новый контракт с Газпромом которой подписан сразу на 15 лет.
Брюссельские пожелания – это одно, а необходимость обеспечения энергетической стабильности, безопасности и достаточности для ряда государств-членов ЕС – совсем другое. В очередной раз напомню, что мир европейских политиков, особенно их наднациональной надстройки и европейский мир реального газового бизнеса далеко не идентичны друг другу, второй далеко не всегда безропотно подчиняется первому, единства там нет и в помине.
Кружево европейских газовых хабов
О ТЭП и GTM можно писать достаточно долго, ЕК постоянно что-то изменяет, дополняет, исключает вводит новые условия, отменяют старые – чрезвычайно бурная деятельность, в которой, похоже, конечный результат мало кого интересует. Из того, что получилось – несколько реально работающих торговых зон на северо-западе Европы на реально созданных торговых хабах. Всего их на момент разработки GTM насчитывалось 17 штук, которые – вроде бы как – и должны были сливаться друг с другом, пока их не осталось бы 10 штук.
На территории Германии до последнего времени действовали сразу две торговых зоны и два хаба – NCG и Gaspool, первая была рассчитана на торговлю газом Гронингена (менее калорийный газ), вторая – на торговлю российским и норвежским газом (высококалорийным). Однако планы правительства Голландии о полном прекращении добычи на Гронингенском месторождении летом 2022 года были известны с 2018 года, поэтому Германия успела подготовиться к этому событию.
Летом 2021 года NCG и Gaspool были объединены в один, получивший название THE, Trading Hub Europe, первые торги на котором должны начаться 1 октября 2021 года. Совершенно случайно – за пару недель до начала отопительного сезона и еще более случайно – то, что к этому времени есть вероятность ввода в эксплуатацию магистрального газопровода «Северный поток – 2».
Самые развитые хабы 2010 года, с максимальными объемами торговли – британский NBP и нидерландский TTF, вот только теперь на NBP никто внимания в ЕС внимания уже не обращает, а летом 2022 года ситуация на TTF изменится самым кардинальным образом – гронингенский газ торговался именно здесь, то есть объемы торговли резко уменьшатся. Самым крупным хабом центральной Европы был и остается австрийский CEGH (Сentral Europe Gas Hub), самый крупный хаб южной Европы – итальянский PSV, во Франции действует хаб PEG Nord. О перспективах CEGH после того, как будет замкнуто новое европейское газовое кольцо от Черного моря до моря Балтийского, наш портал уже писал.
Торговля на хабах постепенно развивается – в той же Германии, к примеру, около 50% газа покупается муниципальными газовыми компаниями, им такой механизм торговли технически удобен. Общая же задача, которую пытается решить ЕК – превратить газ в классический биржевой товар, с большим объемом «бумажной» торговли при помощи опционов, фьючерсов, форвардных сделок и так далее. Если эта задача будет выполнена, цену природного газа удастся оторвать от цены нефти, что, собственно, и является конечной целью всех этих бесконечных нововведений. При этом ЕК хочет добиться и полной связности рынка ЕС в физическом отношении – новые газопроводы-интерконнекторы как внутри отдельных торговых зон, так и между ними.
Но вот эта работа в полном объеме максимально близка к ненаучной фантастике – по предварительным оценкам, для достижения такого идеала требуется более 1 триллиона евро или, другими словами, процесс важнее результата. Поэтому конкуренция между хабами неизбежна – чем больше будет объем торгуемого газа, тем более репрезентативными станут цены того или иного хаба, тем большим станет влияние хаба на формирование газовых цен. Пока – именно «цен» во множественном числе, а не «цены» в единственном числе, поскольку момент, когда цены датского хаба NPTF станут репрезентативны для испанской PSB, настанет только в отдаленном, но, конечно, очень светлом европейском будущем.
В существующей реальности есть три крупных региона европейского газового рынка: северо-западный, центрально-европейский и южный. Хабы, которые окажутся способны максимально влиять на формирование цены в этих регионах и станут победителями в этой странной гонке, которую затеяла Еврокомиссия. Следствие очевидно – компании, которые добьются решающего влияния в таких хабах, смогут стать некоронованными королями газового рынка Европы.
Новые проблемы поставщиков трубопроводного газа
Насколько неудобна GMT для внешних поставщиков газа в ЕС – очевидно. Проще всего понять это на примере «Северного потока – 1» – его проект, как и проекты его сухопутных продолжений, разрабатывался до принятия ТЭП и его газовой директивы. Компания-оператор СП-1 – швейцарская компания Nord Stream AG, акционерами которой являются помимо Газпрома немецкие компании Wintershal DEA и E.ON, голландская Gasuine и французская Engie. Совладельцы МГП EUGAL – Wintershal и Газпром, насколько «сложно» было согласование тарифов на транспортировку российского газа по нему, очевидно.
По территории Чехии российский газ транспортируется по МГП Gazelle – вот тут приходилось и приходится торговаться, поскольку чешская компания Net4Gas не является акционером СП-1.
Далее, за пределами территории Чехии, газ снова идет по территории Германии – по МГП MEGAL, владельцем которого до принятия ТЭП была компания E.ON. Если коротко – акционеры СП-1 не только могли, но и в действительно, как бы поаккуратнее выразиться… гармонизировали работу всех перечисленных магистральных газопроводов, согласовывая свои экономические интересы.
Совладельцы NEL второго МГП, ведущего российский газ от побережья близ немецкого Грайфсваальда – Wintershal с Газпромом и голландский Gasuine, то есть и тут все было в полном порядке. E.ON после введения ТЭП пошел на то, чтобы продать MEGAL другому юридическому лицу, и теперь Газпрому и Engie, как конечному потребителю, приходится торговаться с этим новым владельцем, да еще и согласовывать все условия с регуляторами, отвечающими за отдельные торговые зоны, причем эти условия, по мысли Еврокомиссии, могут меняться ежегодно.
Вместо контракта между поставщиком и покупателем – пачка договоров «вложенных», масса дополнительных согласований и исчезновение стабильности цен для конечных потребителей. Добавьте ко всему этому бардаку еще и такой момент – Еврокомиссия не вмешивает налоговое законодательство стран-членов ЕС, то есть при прорабатывании контрактов с операторами торговых зон Газпрому, как поставщику, приходится учитывать еще и эти нюансы. Вообще, эта ситуация с налогами, которые регулируют национальные правительства, невольно заставляет задуматься над вопросом: а зачем тогда все эти потуги с унификацией всего европейского газового рынка? Унификация требуется для равенства условий для конечных потребителей, но как можно говорить о равенстве, если в разных странах – разные ставки и даже виды налогов?
Уход Газпрома из распределительных сетей европейских стран
Теперь о нескольких организационных следствиях как результатах введения ТЭП и его Газовой директивы. Газпром, подчиняясь этим требованиям, вынужден был выйти из состава акционеров газотранспортных компаний Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы, продав акции сторонним компаниям (отмечу, что продажи прошли вполне успешно – Газпром сумел продать свои акции по ценам более высоким по сравнению с ценами покупок). Выиграли эти страны от того, что «победили зависимость от Газпрома»? Газпром как акционер, принимал участие в инвестировании в ремонты и модернизацию газораспределительных систем этих государств – теперь его в списках инвесторов нет. Значит, деньги тем же «прибалтийским тиграм» приходится изыскивать самостоятельно. С учетом того, насколько мощно выглядит их экономика, поиск сводится к бесконечным просьбам о субсидиях в адрес Еврокомиссии.
Итого: ушли от зависимости от Газпрома для того, чтобы увеличить зависимость от Еврокомиссии. Впрочем, Эстония, Латвия и Литва – государства исключительно суверенные, пусть этим анализом занимаются самостоятельно.
От долгосрочных транзитных контрактов – к аукционам на бронирование мощностей
Еще один из постулатов GMT – долгосрочным газовым контрактам на поставку и транспортировку больше не место в практике европейского газового рынка. Еврокомиссия исходила из странной аксиомы: ЕС настолько привлекателен как платежеспособный рынок, что внешние поставщики газа готовы выстроиться в очередь и соглашаться с любым диктатом со стороны европейских потребителей и со стороны европейских компаний-операторов газотранспортных систем. Все условия поставок и транспортировки будут решаться в соответствии с условиями, которые будут складываться в различных торговых зонах.
Классический пример того, чем это заканчивается, добровольно демонстрирует на собственном примере Польша. В мае 2019 года закончился 15-летний контракт на транспортировку российского газа по польскому участку МГП «Ямал-Европа», оператором которого является компания GasSystem. Новый долгосрочный контракт с Газпромом подписан не был: GasSystem в строжайшем соответствии с ТЭП и GMT перешла на аукционную торговлю транзитными мощностями – на год, на полугодие, на квартал, на месяц и так далее. Что такое долгосрочный контракт? Возможность рассчитать прибыль, которая будет получена в этом году и лет на несколько вперед и, следовательно, возможность разрабатывать инвестиционные программы для расширения или модернизации газораспределительных систем.
«Через три года в городе N будет достроена новая газовая электростанция, для поставок газа на нее нужен газоотвод протяженностью L километров и компрессорная станция мощностью Z кубометров в год. Денег на это требуется X, за три года за транзитные услуги от Газпрома будет получено Y, остается найти еще W». Что теперь? А не явился Газпром на аукцион, на котором GasSystem планировала продать транзитные мощности с октября 2021 до октября 2022 года – не хочет, имеет на то полное право. И на полугодичный аукцион может не явится, и на квартальный не прийти. Как теперь планировать строительство, ремонт, модернизацию газораспределительной системы? Исключительно за счет собственных средств. Их недостаточно? Тогда – банк.
Первый вопрос с банком очевиден и естественен: Как уважаемые паны намерены возвращать кредит, который вы просите? За счет транзитных платежей? А как они у вас будут выглядеть? Ах, вы понятия не имеете, Газпром теперь транзитные мощности бронирует на один месяц, а кредит вам нужен на пять лет? Уважаемые паны, мы уверены, что именно сегодня, прямо сейчас вы желаете полюбоваться красотами прекрасной Варшавы – выход – вот там».
Утрирую, конечно, но ведь не очень сильно: вместо долгосрочного или хотя бы среднесрочного планирования инвестиционной деятельности европейские газотранспортные компании теперь вынуждены хеджировать риски в страховых компаниях, продавать облигации и изобретать иные способы извернуться. Это, конечно, для здоровья полезно – гибкость позвоночника увеличивается, но хочется-то совсем другого – спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
И дело не только в проблемах одной GasSystem – потенциальные новые потребители тоже хотят заранее знать, сколько будет стоить газ для их нового завода, фабрики или электростанции. Подписать долгосрочный контракт с Газпромом – нельзя, ТЭП и GMT не велит, только покупки на местном газовом хабе. Сколько транспортировка газа будет стоить – неизвестно, GasSystem сама без понятия. Повторю: Польша и GasSystem – всего лишь пример, точно такая же ситуация теперь складывается во всех государствах, правительства которых решили полностью соблюдать условия ТЭП и его Газовой директивы вкупе с правилами GMT. Испытывает реальный бизнес Европы удовольствие от всего этого или какие-то иные чувства и эмоции – вопрос риторический.
Европейский газовый рынок – рынок покупателей или поставщиков?
Но несовпадение теоретических изысканий Еврокомиссии с ее ТЭП и GMT – это не только проблемы польской GasSystem и польской газораспределительной системы. Основная цель, декларированная Еврокомиссией: европейский газовый рынок должен стать рынком покупателей, поставщики газа всеми силами будут пытаться пробиться на этот рынок, соглашаясь с любыми требованиями.
ТЭП был принят в 2009 году, окончательно имплементирован во всех странах ЕС в 2015 году. Вот и давайте попробуем ответить на простой вопрос: на сколько больше поставщиков газа в Европу стало больше за это время? Ответ известен – ровно один, Азербайджан, чья государственная компания SOCAR (State Oil Company of Azebaijan Republic) в консорциуме с иностранными компаниями сумела построить и ввести в эксплуатацию МГП TAP-TANAP. Но построен он только потому, что Еврокомписсия вывела его из-под действия ТЭП – только это позволило SOCAR решить вопрос с инвестированием, которое было предоставлено западными компаниями и банками.
Какие еще новые газовые магистрали появились за эти годы? Польша и Дания строят Baltic Pipe, финансирование почти 50% которого идет из бюджета ЕС. Очень много разговоров было вокруг проекта строительства МГП East Med: от шельфовых месторождений Израиля к шельфовым месторождениям Кипра, оттуда в Грецию, в Италию и далее везде. Проект, вероятнее всего, никогда не будет реализован, но давайте вспомним, какими были действия Еврокомиссии в этом случае. А ничего нового: проект был признан имеющим региональное значение, а потому заранее выведен из-под действия ТЭП. Вывод очевиден: ТЭП не стимулирует появление в Европе трубопроводного газа.
А что с СПГ? Да, на берегах Европы построены регазификационные терминалы, которые теоретически способны принять с моря до 200 млрд кубометров газа в пересчете на его обычное агрегатное состояние. Больше того – вложены средства, которые были необходимы для строительства новых газораспределительных систем, от моря вглубь территории. Все весьма серьезно, речь идет о многомиллиардных вложениях, вот только 200 млрд кубометров с моря по-прежнему остаются сугубо теоретическими – еще ни разу европейские регазификационные терминалы не были задействованы на 100% их мощности.
Причины тоже известны: как только на газовом рынке Юго-Восточной Азии уровень цен становится выше европейского, танкеры-газовозы забывают маршруты в Европу. Именно это мы наблюдаем в 2021 году – по показателю год-к-году объем поставок СПГ упал почти на 30%.
Вывод – ТЭП не стимулирует рост поставщиков не только трубопроводного газа, но и газа сжиженного. Красота полета мысли разбивается о суровую реальность, которая день за днем становится все суровее. 560 долларов за тысячу кубометров летом 2021 года, троекратный рост цен по сравнению с летом 2020 года – это тоже следствие введения ТЭП, следствие его навязывания всем газовым компаниям Европы.
Теперь остается обратить внимание на то, что вот эти 560 долларов за тысячу кубометров – это цена так называемого спотового газового рынка Европы. Не долгосрочных контрактов, которые все так же позволяет себе заключать Газпром и Sonatrach, а именно спотовые цены. Вот о том, что такое этот загадочный «спотовый газ», почему цены на него стали так стремительно расти, почему газовый рынок Европы у нас на глазах превращается из рынка покупателя в рынок поставщиков – в следующей статье.
Ссылки по теме:
"Зеленский кричит": Украина окончательно проиграла. Польский генерал раскрыл, что происходит в Киеве
Больше, чем просто тупик: Киев готовится к заходу России. Харьков — первый на очереди
Намотались на гусеницы, взорвались на полигоне: Накрывшие Польшу некрологи поставили на стоп учения НАТО
Шутка Соловьева про Аляску вызвала резонанс, США стало не до смеха
Путин всё знает, но молчит. Простые жители Запада задают неудобные вопросы о России
Читайте также:
{related-news}