Украина
13:30, 03 апрель 2024
900
0

«Звездные войны» под Бердычами: Русские боевые роботы начинают и выигрывают

{short-story limit="840"}
«Звездные войны» под Бердычами: Русские боевые роботы начинают и выигрывают

Фото: кадр из к/ф «Звездные войны»

На Украине состоялась первая в истории человечества атака штурмовых дpoнов. В районе Бердычей несколько российских роботизированных платформ были использованы при атаке на позиции противника, где и доказали свою высокую эффективность. Что представляют собой подобные системы, могут ли они быть востребованы и почему отечественному ВПК нужно их активно развивать – в материале «Точки». 

Роботы штурмуют окопы BCУ

В конце марта военный аналитик и автор Telegram-канала Colonelcassad Борис Рожин сообщил, что в населенном пункте Бердычи, за который в настоящее время активно бьются русские солдаты, состоялась первая полевая апробация новой перспективной отечественной роботизированной платформы.

«Группа штурмовых дpoнов в рамках выполнения боевой задачи принимала участие в поддержке штурмовых действий, обеспечив подавление позиций противника в поселке с помощью установленных модулей АГС-17, выпустив несколько сотен гранат. В ходе боевого применения дpoны показали хорошие результаты. Дpoны смогли продолжать работу даже в тех условиях, где были бы неизбежны потери личного состава и дорогостоящей техники от средств огневого поражения противника», — написал эксперт.


По словам автора, полученный во время операции опыт будет использован разработчиками для исправления «детских болезней» и развития штурмовых роботизированных платформ в дальнейшем. Но уже сейчас ясно, что удачная гусеничная база позволяет размещать на них различные боевые модули, включающие стрелковое вооружение (в том числе крупнокалиберное), противотанковые системы («Конкурсы», «Фаготы», «Корнеты»), автоматические гранатометы и так далее. Русский сумрачный военный гений всегда отличался смекалкой и неожиданными решениями.

«В будущем такие платформы займут свое место на поле боя. Несмотря на то, что аналогичные разработки есть в США, Британии и Китае, именно Россия первой применила группу штурмовых дpoнов в условиях реальной войны», — заключил Борис Рожин.

К слову, сам проект реализуется при поддержке самого аналитика и военкора Чингиса Дамбиева.

Еще больше интересного в нашем Телеграм-канале:

Немного истории

Строго говоря, роботизированные комплексы этого направления появились давно. Еще в 1898 году сербский инженер и изобретатель Никола Тесла запатентовал прототип радиоуправляемой лодки, которая могла быть использована в военном деле. Физик предлагал навешивать на нее торпеды и запускать в сторону кораблей противника, однако в то время никто не заинтересовался проектом и зря.

Чуть позже, в 1931 году в Советском Союзе стартовала разработка управляемых по радиоканалу телетанков. Тогда с боевыми машинами возникли проблемы из-за несовершенства модулей управления и потери сигнала на пересеченной местности. С началом Великой Отечественной войны работы над такими проектами прекратились.

Далее уже начали появляться самоходные мины-танкетки (управление осуществлялось по кабелю), первые беспилотные летательные аппараты (AQM-34 и Ла-17Р), роботы-разведчики для разминирования и обеззараживания радиоактивных веществ. Ученые и инженеры постепенно накапливали знания и компетенции, необходимые для создания по-настоящему независимых беспилотных систем.

В 2006 году Южная Корея создала вооруженного робота-часового, который стоял на границе с КНДР и отслеживал перемещение противника. Первые модели стоили около 330 тысяч долларов.

За Сеулом в гонку вооружений вступили американцы. Компания Foster-Miller разработала боевую систему, на которую устанавливался крупнокалиберный пулемет и через год три робота успешно испытали в Ираке, после Пентагон заказал партию из 80 машин. Однако это были стационарные охранные системы.

Примерно в это же время появился Gladiator TUGV, используемый корпусом Морской пехоты США. Он предназначен для разведки и непосредственной огневой поддержки бойцов на фронте. Управляется оператором и может оснащаться пулеметами (М240 или М249).

В 2015 году эстонская компания Milrem Robotics выпустила платформу THeMIS, способную в версии Combat, оказывать прямую огневую поддержку маневровым силам. Устройство имеет интегрированную самостабилизирующуюся дистанционно управляемую систему вооружения, которая обеспечивает высокую точность и кучность стрельбы как днем, так и ночью. Оснащается легкими курсовыми пулеметами западного производства, 40-мм гранатометами, 30-мм автоматическими пушками и ПТРК.

Через год российское 766-е управление производственно-технологической комплектации (Московская область) представило свой боевой многофункциональный робототехнический комплекс на гусеничном ходу «Уран-9». Он предназначается для разведки и огневой поддержки передовых подразделений общевойсковых формирований тактического звена. На борту 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет, а также противотанковые управляемые ракеты «Атака». Вооружение может меняться в зависимости от нужд армии.


Еще одна из интересных отечественных систем — боевой роботизированный комплекс «Нерехта», разработанный инженерами Завода имени В. А. Дегтярева, ВНИИ «Сигнал» и ФПИ. Представляет собой группу устройств, объединенных единой системой управления, подчиненной оператору, который может выбирать: оставаться в тылу и управлять дистанционно, или находиться с роботом на одной линии для выполнения задач. Вооружение — 12,7-мм пулемет «Корд» или 7,62-мм пулемет «ПКТМ», 30-мм гранатомет АГ-30М.

«Практический смысл заключается в том, что тяжелое оружие не надо носить на руках и срывать себе спину. Надо отметить, что это не роботы, а наземные, дистанционно управляемые платформы. Робот принимает решения своими электронными мозгами, а дpoн находится под управлением человека и поэтому нуждается в канале передачи информации. И это первая проблема, с которой сталкиваются наземные платформы, потому что вдоль поверхности земли сигнал передается намного хуже, чем в воздухе. С этим столкнулись наши еще при испытании «Урана 9» в Сирии, где в городской застройке постоянно робот терял связь с оператором», — заявил в интервью «Точке» военный обозреватель Влад Шлепченко.

Железные помощники

Дистанционно управляемые системы используются не только в бою. Они полезны как в красной зоне (передовая), так и в тылу, для перевозки шанцевого инструмента, провизии, а также эвакуации раненых.

«Необходимость вот в таких маленьких помощниках грузовых ощущалась очень давно. Сейчас огромную роль в спасении уже, наверное, тысяч бойцов сыграла электротележка, которую придумал Андрей Филатов. Причем чертежи и технологическую карту он раздает бесплатно любому гаражу или предприятию, которые берутся их производить. Все в открытом доступе и это уже спасает жизни. Теперь эвакуировать раненого можно не четырьмя, не шестью военнослужащими, а одним», — пояснил Шлепченко.

Одной из важных составляющих работы подобных систем становится доставка боеприпасов и вооружений передовым силам армии России. Это особенно актуально в зоне СВО, когда позиции наших бойцов в режиме нон-стоп обрабатываются тяжелой ствольной и реактивной артиллерией, а также FPV-дpoнами. Иной раз русским солдатам не позволяют даже голову поднять, настолько плотный огонь.

Смех неуместен

В комментариях под новостями об использовании боевых роботов на передовой часто можно встретить ироничные замечания отдельных пользователей. Некоторые ругаются на командование за «бессмысленные траты», которые можно было пустить на закупку боеприпасов, аптечек или транспорта для бойцов, другие высмеивают внешний вид. Вот только реальность такова, что военные технологии развиваются стремительно быстро и особенно этому способствует их переход к гражданским специалистам.

«Знаете, некоторые люди смеялись над квадрокоптерами. Типа у нас есть такие приборчики (станции РЭБ) замечательные, мы их все включим, как все упадет. Но что-то война началась и идет уже третий год, коптеры летают, а приборчики не включаются. Смеяться не надо, надо развивать, думать, как сделать лучше и сильнее. […] Военное ведомство очень негибко к этому подходило, прохладно, со словами: ну, может быть, когда-нибудь в какой-то спецоперации, оно будет полезно. Оно полезно каждый день, это способ облегчить внутреннюю логистику уже непосредственно на линии боевого соприкосновения там, где любая машина любая МТЛБ — лакомая цель», — уверен Влад Шлепченко.


А небольшая дистанционная платформа с низким силуэтом имеет куда больше шансов успешно перевезти 100 килограмм груза на несколько километров или поддержать огнем наступающую группу штурмовиков. При этом оператор не рискует собственной жизнью, а помощь оказывает серьезную.

Мы все видели, как за последние пару лет модернизировались беспилотные летательные аппараты, как их теперь буквально на коленках производят по всей России. Примерно то же ждет и наземные системы.

«Сейчас этим будут заниматься все. Даже те же прибалтийские государства уже производят наземные платформы и отправляют их на тестирование в ВСУ. Китайцы, опять же, подхватят. Это также, как с мангалами, козырьками на танках. Поначалу все смеялись, а теперь это наваривают даже в Азии. Всем стало очевидно, что это не придурь, а необходимость, как бы убого они не смотрелись. В реалиях войны это действительно оказалась необходимостью, и с этими роботами будет все тоже самое», — заключил эксперт.


ИА «ТОЧКА», Яндекс.Дзен

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: