МПШ » Россия » Откуда на Дальнем Востоке России в 2020 г. появился собственный плавучий космодром "Морской старт"...

Откуда на Дальнем Востоке России в 2020 г. появился собственный плавучий космодром "Морской старт"...

Откуда на Дальнем Востоке России в 2020 г. появился собственный плавучий космодром "Морской старт"...
Россия
20:16, 06 август 2020
1 491
0
Российский плавучий космодром "Морской старт". Слышали о таком?
До недавнего времени мы тоже не слышали, а это очень интересный проект, который был создан совместными усилиями России, США, Украины и Норвегии два с лишним десятилетия назад, совершивший 36 космических пусков. Теперь комплекс полностью принадлежит России и находится на одном из судоремонтных заводов Дальнего Востока в Славянке, ожидая своей дальнейшей судьбы.



История создания проекта "Морской старт" берёт своё начало в 1995 г., когда была создана одноимённая компания, учредителями которой стали российская РКК "Энергия", украинские ПО "Южмаш" и КБ "Южное", норвежское судостроительное предприятие "Kvaerner" и американская компания "Boeing Commercial Space Company".

Фотография 1974 г. со стартовой платформой "San-Marco", найденная в Википедии в статье посвящённой морскому космодрому "Сан-Марко".
Фотография 1974 г. со стартовой платформой "San-Marco", найденная в Википедии в статье посвящённой морскому космодрому "Сан-Марко".

Но это далеко не первая такая морская пусковая платформа, которую можно называть "Морским космодромом". Ещё с 1964 г. способ запуска ракеты с морской неподвижной платформы в районе экватора использовался на первом в мире морском космодроме "Сан-Марко" в Италии, и продолжал использоваться вплоть по 1988 г. 

Для запусков использовалась ракета-носитель "Scout-2", но её полезная нагрузка в то время составляла лишь 200 кг. К 1993 г. такой полезной нагрузки уже не хватало для нужд мировой космонавтики, создать более мощную ракету для существующего морского космодрома "Сан-Марко" не получалось.

Фотография 2008 г. со стартовой платформой "Океан" и сборочно-командным судном "Sea Launch", найденная в Википедии в статье посвящённой программе "Морской старт".
Фотография 2008 г. со стартовой платформой "Океан" и сборочно-командным судном "Sea Launch", найденная в Википедии в статье посвящённой программе "Морской старт".

Тогда силами России и США было решено разработать новый проект морского космодрома программы "Морской старт" стоимостью 3,5 миллиарда долларов. Для реализации проекта в 1995 г. был создан международный консорциум "Sea Launch Company" со штаб-квартирой в г. Лонг-Бич в штате Калифорния, а для исполнения контрактов были привлечены Российские КБ "транспортного машиностроения" и ЦКБ "Рубин".

В консорциум "SLC" вошли компании из четырёх стран. Компания "Боинг" из США обеспечивала 40% капитала проекта, Российская "Энергия" с 25% капитала, Украинские компании "Южное" с 5% и "Южмаш" с 10% капитала, и Норвежская компания "Квернер" с 20% капитала.



Морской сегмент комплекса "Морской старт" состоит из двух морских судов, а именно самой стартовой платформы "Одиссей" и её сборочно-командного судна "Sea Launch Commander".


Стартовая платформа "Одиссей" является ничем иным, как бывшей самоходной нефтедобывающей платформой "Сумамото" класса неограниченного района мореплавания (Океан), построенной в 1984 г. в Японии.

22 сентября 1988 г. во время добычи нефти в Северном море на платформе возник сильный пожар, ставший одной из крупнейших морских катастроф в истории. В 1992 г. на Выборгском судостроительном заводе платформа прошла ремонт, а позже было принято решение использовать её в качестве стартовой платформы в проекте "Морской старт" и направлена на верфь "Rosenberg" в Норвегию, где прошла переоборудование и в 1997 г. получила название "Одиссей". Затем платформа была вновь отправлена для второго этапа переоборудования на Выборгский ССЗ.

Длина стартовой платформы составляла 133 м, ширина 67 м, а высота 60 м при водоизмещении 46 000 тонн.



Во время старта ракеты весь личный состав стартовой платформы находился на сборочно-командном судне.


Сборочно-командное судно "Sea Launch Commander" в отличии от стартовой платформы было построено в 1997 г. специально для проекта "Морской старт" в Шотландии компанией "Kvaerner Govan Ltd". В 1998 году судно было отправлено в г. Санкт-Петербург на "Канонерский судоремонтный завод" для дооборудования.

Судно было оснащено системами, позволяющими проводить на его борту комплексные испытания и заправку разгонных блоков низкокипящими компонентами топлива, а также испытания и сборку ракет-носителей. Одновременно на судне размещались центр управления и подготовки пуска, командный пункт управления полетом разгонного блока, а также средства приема и обработки телеметрии.



Длина сборочно-командного судна 203 м, ширина 32 м, а высота 50 м, при водоизмещении 27 000 тонн. Максимальная скорость судна составляла 21 узел. В качестве точки старта была выбрана акватория Тихого океана в точке с координатами 0°00' с. ш. 154°00' з. д. неподалёку от острова Рождества.
В качестве ракеты-носителя использовалась трёхступенчатая ракета "Зенит-3SL", разработанная в КБ "Южное" на базе ракеты-носителя "Зенит-2" с разгонным блоком ДМ.

Фотография 2009 г. с пуском ракеты с платформы, найденная в Википедии в статье посвящённой программе "Морской старт".
Фотография 2009 г. с пуском ракеты с платформы, найденная в Википедии в статье посвящённой программе "Морской старт".

Первый демонстрационный спутник с платформы был запущен 28 марта 1999 г., а 9 октября того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.

Фотография пуска ракеты, найденная на сайте nastol.com.
Фотография пуска ракеты, найденная на сайте nastol.com.

Изначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска ракет за один выход на стартовую позицию в район экватора, но обеспечить планируемую интенсивность запусков так и не удалось. У компаний появились большие долги, и как итог 22 июня 2009 г. "Морской старт" объявил о своём банкротстве и финансовой реорганизации.

В конце июля 2010 г. суд принял постановление передать Российской компании "Energia Overseas Limited", являвшейся дочерней компанией РКК "Энергия" 95 % акций консорциума. "Боингу" осталось только 3%, а "Квернеру" 2%. Украинские компании не получили ничего.

Став практически единоличным владельцем, Россия начала прорабатывать проект по перенесению порта базирования морского космодрома и его инфраструктуры из Лос-Анджелеса на свою территорию во Владивосток или Советскую Гавань.



За время эксплуатации морского космодрома до 2014 г. было произведено 36 пусков ракет-носителей "Зенит". Три из них были неудачными, а один частично удачным. Но летом 2014 г. после начала событий на востоке Украины присоединения Крыма к России, было объявлено о прекращении деятельности проекта до середины 2015 г. Тогда же рассматривалось решение о прекращении эксплуатации в проекте "Морской старт" ракет "Зенит" на тяжёлые ракеты "Ангара".
Модель стартовой платформы, найденная на сайте cgstudio.com.
Модель стартовой платформы, найденная на сайте cgstudio.com.

Далее на фоне международных санкций начались многочисленные переговоры с США, Китаем, Бразилией, Австралией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о продаже проекта, но к 2016 г. "Энергия" и "Боинг" пришли к соглашению о погашении Россией долгов на сумму в 330 000 000 долларов и списании части долгов, а в счёт погашения долга компания "Боинг" получила 5 бесплатных мест, которые выкупило НАСА для американских астронавтов на планируемых запусках кораблей "Союз" в 2017, 2018 и 2019 гг. за 373 000 000 долларов.



27 сентября 2016 года был подписан контракт между "S7 Group" и группой компаний "SLC" на приобретение корабля, платформы "Одиссей", оборудования ракетного сегмента и товарного знака "Sea Launch", а также было подписано соглашение о сотрудничестве между "S7 Group" и РКК "Энергия". Но эти переподписания соглашений о продаже на этом не закончились и продлились ещё два года. В 2017 г. "Энергия" и "Боинг" полностью урегулировали конфликт по долгам.

Фотография приблизительно 2012 г., сделанная во время установки ракеты на платформу, найденная на сайте spacenews.com.
Фотография приблизительно 2012 г., сделанная во время установки ракеты на платформу, найденная на сайте spacenews.com.

В октябре 2017 г. между "Роскосмосом" и "S7" было подписано соглашение на возобновление производства ракет "Зенит" для морского космодрома. С Украинским "Южмашем" был заключен контракт на поставку 12 ракет-носителей "Зенит", двигатели и комплектующие для которых должны были выпускать в России, а из за обострённых отношений между Украиной и Россией, собирать их в одно изделие должны были через дочернюю фирму "S7 Sea Launch Limited" в США. Но в 2019 г. заказ был отменён из за разногласий между странами.
Планировалось что "Энергия" выполнит опытно-конструкторскую работу по перепрофилированию ракеты среднего класса "Союз-5" для запусков с комплекса "Морской старт", технические возможности которого позволяли его эксплуатировать вплоть до 2050 г. Планировалось подписать меморандум с РКК "Энергия" на заказ 85 модификаций ракет среднего класса "Союз-5" для запусков с плавучей платформы "Одиссей", которые благодаря запуску с экватора должны были увеличить грузоподъёмность с 17 до 22 тонн.

Весной 2019 г. глава "Роскосмоса" Д. Рогозин на лекции в МГУ объявил о намерении перебазировать комплекс из США на Дальний Восток. К осени с платформы "Одиссей" демонтировали всё американское информационно-связное и украинское пусковое оборудование и после одобрения Госдепартамента США подготовили платформу и сборочно-командное судно к транспортировке на Дальний Восток в порт Славянка на Славянский Судоремонтный Завод для ремонта и оснащения комплекса новым оборудованием.

В конце февраля 2020 г. в Лонг-Бич прибыло гонконгское судно "Xin Guang Hua", специализирующееся на перевозке буровых платформ, и началось перебазирование морского космодрома из США в Приморский край РФ на Славянский СРЗ.20 февраля 2020 г. в Славянке была  +зарегистрирована компания ООО Космический центр "Морской старт" для обслуживания плавучего космодрома, а обладателем её 100 % акций стала авиакомпания "Сибирь", входящая в группу "S7".


Во второй половине марта 2020 г. в порт "Славянка" с разницей в неделю прибыли стартовая платформа и сборочно-командное судно морского космодрома. Здесь мы его и застали, сделав несколько фотографий.

11 апреля 2020 г. "Роскосмос" поручил своим предприятиям проработать возобновление пусков с комплекса "Морской старт" с 2024 года. Также было поручено оценить конкурентоспособность комплекса с ракетами космодромов "Байконур" и "Восточный", а РКЦ "Прогресс" оценить стоимость разработки ракеты "Союз-7" и стоимость ее серийного производства с затратами на подготовку к пусков с "Морского старта". ЦЭНКИ в свою очередь было поручено оценить стоимость ремонта пусковой платформы и командного судна, а также расходы на создание береговой инфраструктуры, содержание и эксплуатацию комплекса.



23 апреля 2020 г. в "S7" заявили, что реализация проекта отложена на неопределённый срок, а стоимость базирования комплекса "Морской старт" в России выйдет в два раза дороже чем в США, хотя изначально обсуждалась цена аналогичная США. Если верить статье в википедии, на июнь 2020 г. в "S7" вели переговоры с дочерней структурой государственного концерна "Росатом" о продаже космодрома, но результатов эти переговоры не принесли.


Теперь платформа и сборочно-командное судно этого морского космодрома стоят на заводе в Славянке, не запуская ракеты уже как 6 лет, ожидая своей дальнейшей судьбы. Комплекс берегут и хорошо охраняют от мародёров, так что надеемся что комплексу всё же найдут применение в современной отечественной космической отрасли и расконсервируют.
А на этом всё.


Selisoto специально для МПШ по материалам
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
КОММЕНТАРИИ
Комментарии для сайта Cackle