МПШ » Кризис на Украине » Это конец: Украина окончательно лишена вариантов для газового шантажа России

Это конец: Украина окончательно лишена вариантов для газового шантажа России

Принятое Венгрией решение о строительстве продолжения "Турецкого потока" приближает проект к завершению и показывает будущее украинского маршрута. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут, издание ФБА "Экономика сегодня"

Венгерский газотранспортный оператор FGSZ официально одобрил инвестиции в строительство соединительного газопровода с Сербией мощностью 6 млрд кубометров в год. По этому маршруту в страну пойдет газ из второй нитки "Турецкого потока", рассчитанной на поставки в Европу. Строительство планируется завершить к 1 октября 2021 года, подключен он будет в южной точке входа со стороны Сербии.



Весной этого года МИД Венгрии заявлял, что Будапешт заинтересован "в возможности приобретения российского газа по каналу газопровода "Турецкий поток" через Турцию и Болгарию с прицелом на конец следующего года". По новой газопроводной системе газ уже пришел в обход Украины на запад Турции, в Болгарию, Грецию, Македонию, Румынию. Болгария строит газопровод до Сербии, сербский участок уже построен.

"По сути, венгерский участок станет последним звеном в европейской части "Турецкого потока", - отмечает Митрахович. – Ведь изначально проект предполагал, что трубопровод охватит часть стран Восточной Европы, которые пожелают к нему присоединиться, а от границы Венгрии завершит свой путь в австрийском Баумгартене. Именно там располагается центрально-европейский газовый хаб, распределяющий голубое топливо по всей Европе. Теоретически к "Турецкому потоку" может подключиться Италия, если примет такое решение.

В хаб у городка Баумгартен в конечном итоге будет приходить газ из России, который по дну Балтийского моря будет поставляться в Германию "Северным потоком-2" после ввода его в эксплуатацию. Эти два маршрута существенно разгружают газопровод в Европу по территории Украины. Единственная страна, которая останется зависимой от поставок этим маршрутом – Молдавия. На сегодняшний день альтернативных путей поставок у нее просто нет".

Украина потеряет транзит уже через полгода

Президент России Владимир Путин и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган 8 января официально открыли газопровод "Турецкий поток" в Стамбуле. По нему Турция будет получать по 15,7 млрд кубометров газа в год. Вторая нитка той же мощности доведена до болгарско-турецкой границы – она предназначена для поставок в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Страны-участники проекта получат не только газ на более выгодных условиях, но и постоянную прибыль за его транзит по своей территории.

Сухопутное продолжение "Турецкого потока" в Европе назвали "Балканским потоком". Инфраструктура в Болгарии и Румынии приняла газ из Турции вместо украинского маршрута уже c 1 января 2020 года, поставки газа в Сербию ожидаются к середине лета этого года, однако коррективы в ход работ могла внести пандемия коронавируса. К концу 2022 года к новому источнику присоединится Словакия. Страны ЕС еще ни разу не говорили об отказе от проекта – наоборот, заинтересованность проявляют все новые игроки региона.

"В Румынии есть своя газодобыча, но не в тех объемах, чтобы страна могла его экспортировать. Кроме того, по этой стране идет Трансбалканский газопровод, который можно использовать в реверсе, если построить "трубу" для снабжения Молдавии. А Словакия, в принципе, уже сегодня при необходимости могла бы снабжаться голубым топливом не по украинскому маршруту, а из поставок по "Северному потоку-1" – технические возможности для этого есть.

То есть если решить вопрос с Молдавией, то украинская газотранспортная система с достройкой "Северного потока-2" и второй нитки "Турецкого потока" перестает быть незаменимой. Европейским странам гораздо выгоднее получать газ по новой трубе, прибавляя к этому еще и прибыль с транзита.

А значит, будущее украинской системы весьма туманно. Понятно лишь, что уже в следующем году транзит по ней сократится до 40 млрд кубов в год – абсолютный минимум с учетом того, что по этому маршруту в последние годы поставлялись 80-90 млрд", - подчеркивает Митрахович.

Киев теряет газовые перспективы

О том, что украинский маршрут становится все более рискованным и проблемным, эксперты говорят уже больше десяти лет. И дело даже не в политических претензиях, которые привычно и регулярно предъявляет Киев как Европе, так и России, требуя повысить цену транзита и пропускаемые объемы газа. Украинская сеть строилась преимущественно в 1970-х и после распада СССР капитально не модернизировалась. Аварийная опасность растет с каждым годом, а денег на глобальный ремонт у Киева нет.



На днях Украина остановила реверс газа из Европы через Словакию на два месяца, чтобы провести на своем участке газопровода профилактические работы. Братислава этому удивилась – она на модернизацию своего участка отвела три недели и не понимает, почему Киев затягивает процесс. Причина проста: украинская сторона привычно говорит с позиции шантажа, чтобы словацкий оператор наконец согласился на виртуальный реверс, и тогда Киев сможет отбирать российский газ прямо на своей территории.

"Сколько транзита останется Украине, зависит от ряда факторов – к примеру, спроса на газ в ЕС. А также ограничений, которые европейские регуляторы могут выставить к поставкам по "Северному потоку-2" и "Турецкому потоку" – прецеденты мы уже видели на трубопроводе OPAL. Ясно одно – украинский маршрут становится запасным и второстепенным, но Киев на этом фоне продолжает играть в политику.

В частности, политики этой страны регулярно выступают с антироссийскими лозунгами и объявляют, что транзит газа вскоре прекратится. Заняв недружественную Москве позицию, они уже потеряли половину транзита, а подписанный в декабре контракт рассчитан лишь до 2025 года. Но вместо того чтобы идти на переговоры с Россией, доказывать важность своего маршрута, добиваться выгодных условий, Киев продолжает негативную риторику и жалобы.

Возникает вопрос – что за руководство у "Нафтогаза" и других госкомпаний Украины, если они позволили себе работать откровенно против интересов своей страны. Россия не станет бегать за Украиной, предлагая поставлять через нее газ – именно чтобы избавиться от шантажа и прокладывались обходные трубопроводы. Но позиция Киева все еще остается непонятной и деструктивной, так что вероятность снижения в будущем транзита до крайне малых величин вполне вероятна", - заключает Станислав Митрахович.
Просмотров: 2 024 | Комментариев: 0 | Дата: 30 июнь 14:28
Комментарии для сайта Cackle
Последние новости