«В 7 утра с верхней полки слезла попутчица и стала будить меня, чтобы я уступил ей место»: закон заработал
Пассажиры поездов дальнего следования привыкают к новым правилам. Согласно самому резонансному из них, пассажир с верхней полки теперь может несколько раз в день присаживаться к столику внизу, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать. Нам уже прислали несколько историй о том, как это работает.
Пункт 93 сформулирован следующим образом:
«По требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (12:00 до 15:00) не более 1 часа».
«Теперь закон вышел, что можно с семи»
Я ехала в поезде из Петербурга в Курск. Мы выехали поздно ночью и легли спать. У меня было нижнее место.
Надо сказать, что обычно я сама предлагаю попутчикам, когда они захотят, присесть в любое время к столику и перекусить. Но тут просто не успела. Отправление после ноля. Все легли.
Я – женщина в возрасте, сверху – тоже женщина, но чуть моложе. Напротив – семейная пара.
Сплю я крепко и обычно не реагирую на хождения по купе. Тут просыпаюсь: в семь утра меня будит пассажирка сверху со словами: «Я хотела бы позавтракать».
Что случилось? Вокруг все спят, в купе темно, шторка опущена!
Я ее мягко отшиваю: «Вы на часы смотрели?», но все же машинально сдвигаюсь к стенке и освобождаю место, чтобы она могла сесть.
«Теперь закон вышел, что можно с семи», – безапелляционным тоном заявляет она.
Ну я удивилась, конечно. Про закон сама не знала.
«Я не буду вставать, если хотите, садись», – сказала я и отвернулась к стенке. Хотя сон как рукой сняло.
Ну она села и долго чем-то шуршала на стене и елозила у меня на постели.
Я почувствовала обиду: какой теперь отдых в поездах?
Кстати, дело было в августе. Я только дома уже проверила, что новые правила заработали с сентября. Теперь смеюсь: надо было послать ее назад наверх.
Но, вообще, все зависит от людей. Если люди хорошие, то я с радостью всегда разделю с ними стол и еще едой угощу. А если такие…
«Пассажир снизу теперь как будто немного должен соседу сверху»
А я проводник. Три года работаю. Никогда ко мне не подходили с проблемой, что кто-то кого-то не пускает за стол. Да, были просьбы найти кого-то, с кем можно поменяться полкой. Особенно это бывает в плацкарте: человек купил верх, не оценил свои силы, а залезать сложно и лежать неудобно, особенно если боковая. Были просьбы найти, куда пристроить багаж. Или люди купили билеты в разные купе, а хотят ехать вместе.
В чем-то мы можем помочь, в чем-то – не имеем права. Например, очень сложно организовать обмен местами на длинных маршрутах, где большая ротация пассажиров. Когда пассажиры едут до разных станций и меняются, начинается путаница. Потом новые пассажиры заходят, а их место занято.
Когда заработали новые правила, буквально на третий день, ко мне подошел парень. Немного застенчивый. И как бы невзначай спрашивает: «А это правда, что я теперь могу внизу сидеть». Я разъяснил норму, что теперь три раза в день внизу можно поесть. «А вы скажете соседке снизу?» – спрашивает. Я порекомендовал, чтобы он сам с ней поговорил.
Потом оказалось, что женщина сама несколько раз предложила ему поесть внизу, а он застеснялся. Но в итоге все разрешилось. Кажется, они даже разговорились, и он потом помогал ей чемоданы выносить.
Я согласен, что новые правила странные. Они как будто делают так, что теперь нижний пассажир немного должен верхнему. Еще там прописаны временные нормы. Завтрак, например, с 7 утра. А если поезд прибывает в 6:59, то место пассажиры не надо предоставить? Мне это непонятно.
«Первые полдня у нас были перепалки, а потом я отчаялся»
Я на днях ехал на верхней полке. Причем маршрут у меня был на два дня. Естественно, лежать устаешь. Хочется посидеть, перекусить. Верхние полки в плацкарте сами знаете какие. Там нет возможности даже сесть.
Внизу ехала мама с ребенком, и она упорно не хотела меня пускать. Стол у нее весь заставлен своей едой, а на полку натянут манеж. Типа «у нас тут все чисто, мы купили это место».
Первые полдня у нас были перепалки, а потом я от отчаяния полез гуглить «что делать, если пассажир не уступает место у столика» и нашел, что по новым правилам я имею право посидеть внизу. Я предупредил женщину, что пойду к проводнику, если она не даст мне поесть. Она не дала, и я пошел.
Проводница деловым тоном сказала: «Сейчас разберемся», подошла к женщине, посмотрела на нее и на ребенка.
«Понятно, капитально вы тут обосновались. Пойдемте», – скомандовала она мне и отвела в конец вагона, где были свободные места.
«Вот тут можете есть, сидеть, читать, что хотите. У меня ближайшая посадка здесь только завтра утром, если никто не купит других билетов», – сказала проводница.
Так и было. Так ситуация разрешилась сама собой.