АЭС – новый кол в отношения Германии и Франции. Над ЕС нависла судьба СССР
Некогда крепкий альянс Германии и Франции, который всегда считался двигателем Евросоюза, начинает трещать по швам. Каждая из стран на фоне сложной социально-экономической ситуации теперь начинает игнорировать интересы партнеров и руководствуется лишь собственной выгодой.
А ведь еще несколько месяцев назад Шольц с Макроном публично жали друг другу руку и утверждали о развитии взаимовыгодного сотрудничества. Однако в реальности единого мнения среди этих стран по каким-либо вопросам уже давно нет. Например, никак не могут определиться с энергетическим будущим Европы.
Этот процесс сводится к диалогу глухих. Каждый раз, когда уже практически готов какой-либо значимый документ, стороны так и не могут прийти к компромиссу. Весь раздор зарождился с атомной энергетики. После катастрофы на АЭС в Японии Берлин заявил, что откажется от атомной энергетики. Весной были закрыты три оставшихся энергоблока.
Немцы рассчитывали, что к 2030 году 80% в энергобалансе будет покрываться за счет возобновляемых источников. Однако министр экономики Германии уже назвал эти планы утопией. Для многих становится понятно, что эта цель недостижима. Расширять ветрогенератику в Германии сегодня нет возможностей из-за отсутствия необходимых энергохрнилищ. Восполнить этот пробел за семь лет нереально.
Во Франции имеется самый мощный парк ядерных реакторов среди других европейских стран. Свыше 25 лет 70% в энергобалансе Франции обеспечивают АЭС. И отказываться от них Париж не собирается. Макрона устроил план ЕК по реформированию энергетики, который подразумевает поэтапный переход с газа на возобновляемые источники. Упоминание об атомной энергетике в этом плане отсутствует.
Однако Париж из-за противодействия Берлина так и не смог включить атомную отрасль в перечень «чистых» источников, что открыло бы путь к соответствующим нормативно-финансовым преимуществам. Также французам не удалось отстоять свою точку зрения, согласно которой производство водорода с использованием атомной энергетики является возобновляемым источником.
Другой проблемой являются автомобили с двигателем внутреннего сгорания. С прошлого года во Франции началось снижение производства таких машин, которое должно быть полностью прекращено к 2035 году. В Германии, где автомобильная отрасль является ключевой, в марте выступили за блокировку данного проекта. В итоге лидеры ЕС пришли к компромиссному решению. Одобрено производство автомобилей с двигателями, для которых будет использоваться углеродно-нейтральное синтетическое е-топливо.
Для Франции – это провал, для Германии – удача. В достаточно сложные времена пока расчетливый Берлин старается любыми способами защищать национальные интересы, наивный Париж по-прежнему утопает в лирике и идеологии. Аналитики уверены, что Франция и Германия больше не вернуться к прежним отношениям.
Напряжение в отношениях Берлина и Парижа начало нарастать уже достаточно давно. Многие подметили «ледяное» поведение на встречах Шольца и Макрона. Сегодня главы этих стран все больше погружены в собственные проблемы. Германия расхлебывает последствия в банковском секторе, после того, как тряхнуло Deutsche Bank, к тому же все сильнее назревает правительственный кризис.
Францию несколько месяцев трясло от беспорядков, которые накрыли страну после объявления о повышении пенсионного возраста. Достаточно вспомнить, как полиции приходилось разгонять протестующих водометами и слезоточивым газом, а Париж в это время утопал в горах мусора. В таких условиях немцам и французам все сложнее сохранять нормальные взаимоотношения.