Крым
06:37, 17 март 2023
845
0

Черное море: Не слишком ли Штаты залетели?

{short-story limit="840"}
Черное море: Не слишком ли Штаты залетели?

В России готовы дать решительный отпор претензиям США на «Русское озеро». Россия подробно знает и понимает, какие цели у разведывательной деятельности США в Черном море, считает директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.

«Мы довольно подробно знаем и понимаем, какие цели у американцев в связи с разведывательной деятельностью, использованием технических средств, и стараемся выявить те объекты и территории, которые для них представляют наибольший интерес», — заявил он журналисту Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин», комментируя инцидент с американским беспилотником.

Напомним, утром 14 марта американский ударно-разведывательный беспилотник MQ-9 Reaper с выключенными транспондерами нарушил границы района над Черным морем возле Крыма, где установлен временный режим использования воздушного пространства на время проведения СВО. Для идентификации нарушителя были подняты в воздух российские истребители. Как заявили в Минобороны, из-за резкого маневрирования беспилотник перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и упал в воду, отмечали в Минобороны.

Между тем, Штаты обвиняют Россию в том, что она сбила беспилотник, однако заявляют, что продолжат разведывательные полеты, несмотря ни на что…

Что именно они вынюхивали? Или проверяли нас на вшивость: будем сбивать или нет? И что они ищут в Черном мое в глобальном плане?

— Подоплека подобных действий достаточно понятна, потому что есть стандартный набор причин для них, — считает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.

— Как правило, это разведка, стремление обозначить свое присутствие в регионе, отработка возможной атаки, прощупывание противника на готовность и решимость к ее отражению, политическая провокация. Причем, понятно, что это не взаимоисключающие задачи. Скорее всего, так же было и в ситуации с беспилотником возле Крыма, даже если какая-то из задач была основной, по версии главы СВР — это разведка, то были и какие-то дополнительные.

«СП»: Откуда вообще такой интерес именно к Крыму? Не к Новороссийску, Темрюку и Туапсе, где также базируется ЧФ РФ?

— Часть западного истеблишмента считает, что необходимо, как минимум, создать реальную и серьезную угрозу Крыму для того, чтобы добиться уступок от России. Об этом многие лидеры мнений на Западе говорят сегодня достаточно прямо. Кроме того, Крым важный логистический и военный центр для СВО. Отсюда и интерес. Что касается других портов, нет сомнения, что и они не остаются без внимания, но, думаю, что в Вашингтоне считают, что это был бы более высокий уровень провокации, чем в случае с Крымом, потому что Крым американцы российской территорией не признают, в отличие от того же Новороссийска.

«СП»: Какие, по-вашему, у американцев цели в Черном море? Если говорить глобально… Где они, а где Черное море? Угрожать России разве что?

— Ну, а где Украина и где США? Так же и тут. А так да, как и с Украиной, интерес в первую очередь связан с противостоянием с Россией. Кроме того, Соединенные Штаты, как известно, «государство моря» — талассократия, если использовать терминологию одной из геополитических школ. То есть они во многом мыслят категориями контроля над морями и побережьем.

Ну и вообще, претензия на глобальную гегемонию предполагает, что интересы у Вашингтона либо уже есть, либо могут появиться в любой точке планеты в любой момент. И сдерживать их может только угроза реального ущерба для них самих, потому что «порядок, основанный на правилах», о котором американцы так часто говорят, это порядок, основанный на их правилах, при этом американцы сами нарушать какие угодно правила, если им это нужно, не стесняются никогда.

«СП»: Если Украина потеряет выход к Черному морю, американцы будут вести себя менее настойчиво или наоборот? Какова вообще роль Украины в их активности в регионе?

— Американцы и Украина будут делать все, чтобы этого не допустить. Но в целом я бы не так ставил вопрос. Если успешные действия России или какой-то «черный лебедь» заставят Запад отступиться в целом, то тогда они могут если не полностью потерять интерес к Украине и Черному морю, то значительно свернуть активность в регионе. Но пока такое развитие событий представляется маловероятным. К сожалению, куда более вероятными выглядят конфронтационные сценарии.

«СП»: Есть ли, по-вашему, способ окончательно убрать американцев оттуда? Или только если убрать НАТО, что в принципе невозможно?

— В какой-то отдаленной перспектив возможно и даже неизбежно, как и потеря Соединенными Штатами доминирующего положения в мире. Но пока я бы исходил из того, что каких-то реальных способов сделать это, пожалуй, нет.

— Все-таки через акваторию Черного моря проходят маршруты, значимые, в том числе, для поставок энергоресурсов и иных критичных товаров в страны НАТО, — отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— От «Голубого» и «Турецкого потоков», по которым поставляется российский газ до маршрута между грузинскими портами Батуми и Поти и Констанцей в Румынии, имеющего значение, в том числе, в качестве продолжения Транскаспийского международного транспортного маршрута. 

Черное море — это еще и «окно» на Южный Кавказ. Кроме того, это выход не только на Крым, но и на Краснодарский край — важный для России с точки зрения как логистики, так и продовольственной безопасности. Можно вспомнить, что представители НАТО неоднократно подчеркивали «стратегическую важность региона Черного моря» для этого военного блока и до, и, конечно, после начала российской военной спецоперации. Скажем, в начале июля 2022 года об этом напомнил заместитель генсека Североатлантического альянса Мирча Джоанэ.

«СП»: Погибший беспилотник, по-вашему, что делал возле побережья Крыма в закрытой в связи с СВО зоной?

— Собственно, пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби еще весной 2022 года подтверждал, что США передают Украине «полезную информацию» и разведывательные данные. Однако сбор информации из зоны проведения военной спецоперации и прилегающих регионов наверняка необходим Вашингтону и для собственных нужд. Логично, если профильные аналитические подразделения в США ведут мониторинг ситуации в зоне конфликта, чтобы прогнозировать в том числе тактику российских военных при разных сценариях дальнейшего противостояния Москвы и Киева, а с учетом этого корректировать подготовку и различные аспекты оснащения и американской армии.

В конце концов, просчитывать сценарии участия собственных войск в потенциальных конфликтах, даже если вероятность их прямого вовлечения в данный момент невелика, а также прогнозировать, какие наработки, полученные в ходе боевых действий в одних частях мира, затем могут быть использованы в других — часть работы таких профильных аналитических структур, а для этого им нужен постоянный поток актуальных данных.

«СП»: На какие жертвы они готовы пойти ради этого? А если начнут падать уже пилотируемые самолеты и тонуть корабли?

— Вряд ли в ближайшем будущем военные подразделения США в Черноморском регионе будут вовлечены в настолько конфронтационный сценарий. При этом среди американских политиков мнения по этой ситуации разделились. Например, внутри Республиканской партии часть деятелей увидели в этом показатель усиливающейся угрозы со стороны Москвы (как например, сенатор Роджер Уикер), другие, наоборот, выразили обеспокоенность по поводу риска дальнейшего втягивания США в российско-украинский конфликт. Вероятно, лоббисты усиления внимания Вашингтона к Черноморскому региону постараются максимально использовать эту ситуацию в своих целях.

«СП»: Как присутствие американцев в Черном море, по-вашему, влияет на проведение СВО?

— России, безусловно, приходится учитывать присутствие этих сил в регионе. Для США это еще одна возможность потенциального давления на Москву. Впрочем, реакция Вашингтона на инцидент с беспилотником показывает, что сейчас США достаточно осторожны и отнюдь не ищут поводов для прямого втягивания в конфликт Москвы и Киева.

«СП»: По словам Патрушева, Россия должна отстоять свой суверенитет после инцидента с американским БПЛА. Каким образом? Сбивать и топить все американское в регионе? Как надолго отвадить их оттуда?

— Сейчас мы наблюдаем как раз осторожный подход Москвы. Скажем, российский посол в США Анатолий Антонов по итогам встречи с помощником госсекретаря США Карен Донфрид после данного инцидента заявил, что Москва настроена на прагматичные связи, а не конфронтацию с Вашингтоном. Такой подход объясним, поскольку любое еще большее усиление напряженности с США потребовало бы от России затрат дополнительных сил и ресурсов, в том числе, в данный момент используемых для проведения спецоперации.


Источник

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
{related-news}
Другие материалы рубрики: